Когда-то старейший международный этап чемпионата по ралли WRC в Португалии был смешанным: часть его проходила на асфальте, а часть – на грунтовых дорогах. Затем гонки полностью переехали на смесь гравия и земли, и с тех самых пор лучшими сувенирами для зрителей стали песок и пыль, которые набивались в открытые рты болельщиков.

В сезоне – 2014 года – гоночные боги было сжалились над португальцами, пролив на почву немного влаги, однако к концу заездов решили все же потешиться, вернув жаркую и солнечную погоду. Только пиршество это оказалось обоюдным: горячих европейцев, накачавших свои кровеносные сосуды порто и местным пивом, подобные шутки веселили не меньше.

Ралли in the air

До запрета ралли Португалии в 2001 году гонки проходили на прилегающих к замечательному городу Порто серпантинах, но с возрождением этапа как части международного соревнования действия были перенесены на юг страны в окрестности Фару. На время проведения WRC все вокруг начинает жить предстоящими гонками. В каждой деревеньке в любом ресторанчике можно найти вкусные креветки, свежую рыбу, болельщиков, участников чемпионата, журналистов, фотографов и прочих людей, имеющих непосредственное отношение к предстоящим событиям.

Вот за завтраком с вареного яичка снимает скорлупу Мишель Мутон — первая женщина, победившая в ралли в 1981 году за рулем Audi Quattro. Сейчас она уже не похожа на пилота, зато возраст и опыт позволили ей заняться административными делами – руководством женской федерацией WRC. Да, в этих серьезных гонках участвуют девочки – если не пилотами, то штурманами. Вечером в одном из прибрежных ресторанов за ужином собирается полный состав технической команды Michelin. Они настолько продвинутые, что «обувают» спорткары большинства команд во всех классах, для чего привезли в Португалию аж 1,2 тысячи шин Latitude Cross H2 и S2 для гравийных гонок. В общем, куда ни плюнь, везде ралли.

Зрительская хроника

Официально гонки стартуют в четверг, но главный «экшен» начинается в пятницу. Смотреть WRC – целое искусство и даже наука, а в Португалии еще и свой колорит. Зрительские трибуны в предместьях Фару напоминают концерт Стаса Михайлова в уездном городе N: никаких стульев, скамеек или сцены – веселье происходит прямо на природе. Повсюду разбросаны бутылки и окурки, кто-то приехал с палатками, кто-то на кэмперах. Пьяная молодежь скандирует футбольные кричалки, ибо раллийных не существует в принципе. На подъездах к смотровым площадкам все забито машинами. Причем португальцы ведут себя, как истинные россияне – занимают все обочины дороги, нещадно вспахивают газоны колесами внедорожников, перекрывают автомобили друг друга… Но, в отличие от публики на выступлениях российского поп-идола, атмосфера среди европейцев царит веселая и дружелюбная: никаких конфликтов, драк и прочих эксцессов.

Быть обычным зрителем на ралли – это тоже своего рода спорт. Мест для просмотра этапов великое множество, любая полянка или даже дерево сгодится, лишь бы на этом месте не стоял чей-нибудь дом или строгий маршал. Владелец первого имеет полное право шмальнуть солью в задницу, а второй то и дело гоняет беспечных зрителей за ленточные ограждения. Наглотавшись пыли на одном этапе, зрительская масса ломится к своим автомобилям, чтобы переместиться на следующий. Так можно увидеть гораздо больше действа, поэтому зрители с хорошими водительскими навыками и сноровкой имеют больше шансов занять более выгодный клочок земли на следующем спецучастке.

Гонки на вылет

Полиция тем временем перестает штрафовать за какие-либо нарушения: хочешь гнать – гони, тебя никто не остановит, максимум на парковке пригрозят пальцем за разговор по мобильному телефону во время маневрирований. Потрясающее равнодушие. Тут важнее не выпустить опьяненную вином и зрелищами толпу на трассу. Когда-то ралли было для португальцев словно коррида для испанцев — выпрыгнуть из-под машины в самый последний момент считалось у местных жителей особым китчем. Но в 1986 году произошло несчастье: Ford RS200 на спецучастке Lagoa Azu на полном ходу влетел прямо в толпу болельщиков — три человека погибли и 31 получили травмы. Тогда ралли было остановлено, пилоты отказались продолжать гонку, а заводская команда «Форд» струханула настолько, что вовсе покинула чемпионат.

Сейчас, к радости болельщиков, вылетают только пилоты. Для этого на четыре дня, с четверга по воскресенье, им выделено 16 спецучастков общей протяженностью 340 км. В пятницу и субботу команды преодолевают по 73 км на 13 спецучастках, а на последний воскресный день отведено три «допа» общей протяженностью 44 км. Но старт происходит в четверг прямо из столицы Португалии, где прежде звезды WRC раздают автографы, фоткаются с поклонниками, а затем демонстрируют свои умения на перекрытых улицах Лиссабона.

Рев стоит нереальный. Машины WRC лишь носят названия гражданских моделей и слегка напоминают их внешне. Под кузовными панелями все иначе: двигатели – сплошь 1,6-литровые турбированные мощностью за 300 л. с., привод – на все колеса, подвески переделаны, передачи щелкают при помощи секвентальных трансмиссий, а масса строго ограничена потолком в 1,2 тонны. Но мощность и настройки шасси только часть успеха, главное – люди внутри машины.

Иже еси на WRC

Чтобы принимать участие в WRC, нужно иметь не только стальные нервы и яйца, необходим толковый штурман. Самый титулованный пилот ралли за всю его историю – Себастьян Леб – постоянно ездил с одним напарником по имени Даниэль Элена, иногда меняя его на свою супругу Северин во время выступлений вне чемпионатов мира. Нынешний фаворит гонок, чемпион мира прошлого года, Себастьян Ожье с самого начала карьеры пилотирует вместе со штурманом Жюльеном Инграссия. Эти тандемы, похоже, складываются один раз и навсегда, а их узы становятся крепче иных брачных. Жаль, что слава зачастую обходит стороной штурманов. На финише гонок пьяные португальские мужчины кричат: «Я люблю тебя, Яри-Матти!», лезут обниматься и целоваться. Напарник Латвалы финн Микке Анттила в это время скромно попивает водичку без газа в стороне. А ведь он даже пропустил рождение собственного ребенка, дабы принять участие в ралли Испании 2011 года вместе с Яри-Матти.

Главным триумфатором этапа в Португалии стал Себастьян Ожье. Для него это ралли традиционно оказывается успешным: тут он впервые одержал победу за рулем Citroen C4 WRC. Теперь его команда – заводская сборная Volkswagen, он дубасит на модели Polo R WRC и остается в лидерах, доказывая, что хорошая машина является половиной успеха. Действительно, по итогам первого дня ралли первое место было у Даниэля Сордо из Hyundai, второе – у Ford, а Ожье довольствовался лишь третьей позицией. Но ралли на то и ралли, что владельцы спортивных тотализаторов должны молиться за успешное развитие WRC – предсказать здесь что-либо решительно невозможно.

Постоянная переменная

Сначала экипаж Hyundai i20 WRC Юхо Хяннинена и Томи Туоминена потерял колесо прямо у меня на глазах. На замену ушло более двух минут, а проблема была не только с шиной, но и с багажником, который Томи никак не мог закрыть, затем они долго пристегивались и в итоге пропустили вперед экипаж Ford. За рулем американского хэтчбека находился Роберт Кубица, бывший пилот «Формулы-1». На радостях он так разогнался, что в итоге потерял управление и врезался, перекрыв всю трассу. Спецучасток был отменен.

Казалось, успех пришел к пилотам Volkswagen, Ожье и Латвала заняли лидирующие позиции но… «Кажется, я просто недокрутил руль, в результате машина оторвалась двумя колесами от земли, а затем мы перевернулись», – признался после своего схода с дистанции финский пилот. Ирония судьбы заключалась в том, что пять лет назад именно здесь на допе Silves за рулем Ford Латвала совершил свои незабываемые 17 переворотов во время 200-метрового «спуска» по склону горы. Хорошо, что и тогда, и сейчас все остались живы и здоровы.

За три дня произошло еще несколько аварий, но в ралли есть замечательная штука – система Rally 2. Если экипаж сумел восстановить свой автомобиль, он может стартовать на следующий день. Как раз перед стартом ралли Португалии Международная автомобильная федерация внесла в регламент изменения, которые позволяют экипажам не только завершить гонку, но и побороться за бонусные очки на Power Stage – последнем спецучастке.

Ралли Португалии «взял» прошлогодний триумфатор Себастьян Ожье на Volkswagen, второе место досталось Микко Хирвонену на Ford, а третье перепало Мэдсу Остбергу из Citroen. Но это только в абсолютном зачете. Не меньшая интрига разворачивалась в классе RC2, где также были сходы и победы.

Финиш

Вообще, даже те из зрителей, что не покидали штаб ралли под тяжестью раздувшихся пивных животов, могли повеселиться вдоволь, наблюдая гонку на большом экране, потратить пару сотен евро на сувенирную продукцию и посмотреть на работу механиков в паддоках команд. К тому же это отличная возможность увидеть пилотов WRC вне автомобилей и взять у них автограф. Здесь у них просто нет шанса скрыться за поворотом от поклонников.

1 комментарий

  1. Мне нравятся гонки. Это азарт, это зрелищно и адреналин зашкаливает. Смотреть по телевизору — это одно, но смотреть непосредственно на месте — это просто супер! Водители этих авто не зря называются пилотами. Они делают умопомрачительные виражи в гонках и это вызывает восторг у зрителя. За статью спасибо. Очень интересно было читать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *