Должник не платит дважды

Ремонтные подразделения российские металлурги стали сокращать первыми. 11 ноября на сайте Магнитогорского информационного агентства появилась новость, что на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) «в цехе ремонта… прямо в душевой свел счеты с жизнью (уволенный) 32-летний работник этого предприятия». Агентство к тому же процитировало анонимного источника: тот сообщал, что это уже четвертый случай суицида на предприятии. Источник явно преувеличил, и ММК отреагировал очень жестко: автора, магнитогорского журналиста Павла Верстова, выгнали из «Единой России» и теперь будут преследовать по суду.
Журналист Верстов, может быть, и зря процитировал своего источника, но проблема налицо, и в Кремле знают, что делают, когда формируют целую систему профилактики социальной напряженности в регионах. 44% предприятий – вне зависимости от формы собственности – уже планируют сокращать штат, свидетельствует опрос Ассоциации менеджеров. Экономический кризис идет вглубь. Цепочки неплатежей в экономике дотянулись и до простых работников: промышленники вынуждены снижать производство и сокращать издержки – в основном за счет персонала.

ТОРГОВЦЫ НЕ ПЛАТЯТ

Водочники страдают из-за торговцев: мелкие и средние торговые сети задерживают платежи крупным дистрибуторам алкоголя, а те не платят производителям, рассказывает гендиректор «Алкогольных заводов Гросс» Виктор Самойлов. Акциз с каждой бутылки водочная компания должна платить сразу, как только водку вывозят с завода. А у водочников нет денег, и у них не остается выхода, кроме как сокращать производство.
Торговцам тоже есть что сказать в свое оправдание: падает спрос. Люди стали экономить на продуктах, средняя сумма чека упала на 18–22%, а то и больше, говорит управляющий партнер сетей ProdECO и «ГастрономчикЪ» Дмитрий Потапенко. Раньше в его магазинах средний чек составлял около 230 руб. Сейчас – 189 руб. Продажи падают, в кассе стало меньше наличных, кредитов не дают, вот и трудно заплатить дистрибутору. ProdECO и «ГастрономчикЪ» уже сократили больше чем на треть торговые площади и уволили 40% персонала – 400 человек.
Но Потапенко, похоже, не верит, что это ему поможет: «Скоро я буду работать в Росторге», – шутит он. Росторгом он называет клуб из десяти крупнейших торговых сетей, которые получили кредиты от госбанков. Крупные ритейлеры, не испытывающие проблем с ликвидностью, купят мелких торговцев вроде Потапенко. Время мелких магазинов прошло, соглашается гендиректор мясной компании «Митлэнд» Дмитрий Гордеев: «Будут крупные сети и снова ларьки, как в 90-е».

НАМ ДОЛЖНЫ МИЛЛИАРДЫ

Падение производства составило в октябре, по оценке Минэкономразвития, 3,4%. Но это средняя температура по больнице. В некоторых секторах предприятия сократили выпуск почти на четверть. АвтоВАЗ, например, выпустил в октябре на 19% меньше автомобилей, чем годом ранее. Кредит на покупку машины теперь не достать, спрос упал, и автозаводу нечем оплачивать комплектующие. «Это и есть промышленный кризис: все не платят всем», – говорит Евгений Надоршин, экономист банка «Траст».
«АвтоВАЗ и ГАЗ нам должны миллиарды, – сетует вице-президент Магнитогорского металлургического комбината Александр Маструев, – а когда отдадут, непонятно». Та же ситуация и у мелких поставщиков. У «Тверского полиэфира» затоварены склады, а денег нет, сообщает его директор Борис Марищук. Его компания выпускает ткани и велюровую обивку для авто. В октябре заказ упал на 20%. «Мы неплатежеспособны», – признает Марищук.
От автозаводов через него цепочка тянется дальше: «Тверской полиэфир» не платит за электроэнергию, за сырье – химикам. Марищук сократит штат на 10–20%, а на Новый год вообще закроет завод на месяц. «Это еще ничего, – не унывает директор, – мы пережили 1998 год. Тогда людям по полгода не платили зарплату и они падали в голодные обмороки». Другой производитель комплектующих (элементы сидений, штамповка) – ЗАО «Группа Химэкс» – тоже сократил выпуск: заказ от ВАЗа упал на 40%, примерно с теми же последствиями.

ГНИТЬ НА СКЛАДАХ

Производство упало на 15%. Отрезанные от кредитных ресурсов девелоперы замораживают проекты. Не платят поставщикам. Лесопромышленники отправляют готовые доски гнить на складах: останавливать производство дороже. Дешевле и проще сократить расходы – уволить высокооплачиваемого сотрудника. «У нас управляющий директор – он до кризиса только и делал что ходил по клубам – получает €9000. Ему оплачивают автомобиль и квартиру. Итого – 450 000 рублей в месяц. Зарплата рабочего в регионе – 8000–10 000 рублей. Кого нам выгоднее уволить?» – подсчитывает топ-менеджер.
У поставщиков металла абсолютно те же проблемы. В январе «Брок-Инвест-Сервис», крупнейший торговец металлом в России, планировал продать в этом году 441 000 тонну. В сентябре, рассказывает директор департамента маркетинга Леонид Комаровский, план снизили до 400 000 тонн. В ноябре – до 380 000 тонн. По словам Комаровского, спрос со стороны девелоперов упал вдвое, они уже должны его компании 8% от выручки. «Доходит до смешного, – улыбается директор по маркетингу, – мы требуем у строителей денег, а они предлагают вместо этого финскую облицовочную плитку, экскаваторы. Некоторые хотят квартирами расплатиться». Строители не платят и за цемент. Задолженность застройщиков только компании «Евроцемент» превысила 1 млрд руб.

НА ДРУГУЮ РАБОТУ

Мало того что падает спрос – обвалились экспортные цены. На Магнитогорском металлургическом комбинате говорят, что у них производство упало уже в 2 раза. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) остановил три доменные печи по выпуску чугуна из пяти. Росстат сообщает: только в октябре производство металла упало почти на 20%.
«Сокращаем выпуск по разным видам продукции на 30–50%. Нет денег платить за уголь», – признается на условиях анонимности менеджер другого крупного металлургического холдинга. Не платят не только угольщикам, не платят всем. Задолженность металлургов перед крупнейшим поставщиком спецодежды – корпорацией «Восток-Сервис» – выросла в 3–4 раза, и расплачиваться они не спешат. «Нам не платят они – мы не платим поставщикам ткани и фурнитуры», – говорит коммерческий директор «Восток-Сервиса» Евгений Шувалов. «Восток-Сервис» тоже будет сокращать производство: в январе на 60%.
Источник в одном из металлургических холдингов сообщает, что там уже сократили штат и урезали почти до нуля текущие капитальные расходы, в первую очередь на ремонт.
В Магнитогорске утверждают, что пока не станут никого сокращать – просто не будут брать новых сотрудников. «За счет естественной текучки потеряем за год 9% персонала», – говорит вице-президент ММК Александр Маструев. Кроме того, они переводят сотрудников на другую работу, естественно, с потерей в зарплате: женщин – в санитарки, мужчин – в строители.

РУБИТЬ КОСТЫ

А будет еще хуже. Неплатежи провоцируют спад производства. Предприятия строят очень консервативные планы – чтобы продать ровно столько, за сколько клиенты смогут им заплатить. Тот же торгующий металлом «Брок-Инвест-Сервис» в плане на 2009 г. указал 200 000–250 000 тонн. То есть вдвое меньше по сравнению с первоначальным планом на этот год. «Если бы мне кто-нибудь сказал об этом две недели назад, я бы долго смеялся», – говорит директор по маркетингу Комаровский.
«Химэкс», производитель автокомплектующих, сократил заказ своим поставщикам в расчете, что производство автомобилей упадет на 10%. Типичная ситуация: в строительстве, производстве стройматериалов, операциях с недвижимостью, финансовых услугах – везде в 2009 г. продажи упадут на 10–15%, говорит экономист банка HSBC Александр Морозов. Среди опрошенных Newsweek промышленников даже оптимисты не верят правительственному прогнозу, что в 2009 г. ВВП вырастет на 5,9%.
«Что будет дальше? Рост безработицы, снижение реальных доходов людей», – предрекает Надоршин из «Траста». Уже в октябре рост реальных доходов населения замедлился до 7%. Год назад он составлял 11%. Последние 10 лет росли продажи почти во всех отраслях – очень высокими темпами. «Этот рост покрывал неэффективность», – говорит директор по управлению эффективностью PricewaterhouseCoopers Денис Протасов. Иными словами, компании могли позволить себе лишние издержки: расширять штат, пользоваться разными не очень нужными услугами, смотреть на закупочные цены сквозь пальцы.
Теперь продажи не растут – по крайней мере, прежними темпами. Единственный способ в этих условиях не потерять прибыль или ее увеличить – сокращать издержки. Рубить косты, как говорят менеджеры. И это будет главной тенденцией в экономике. 94% российских компаний, по опросу PricewaterhouseCoopers, планируют снижать расходы в 2009 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: