Несмотря на кризис, игроки мебельной отрасли не жалуются.IKEA заявила о готовности инвестировать в свои гипермаркеты в России 2млрд евро, увеличив количество магазинов к 2025 г. до 25. Hoff пересмотрела ассортимент в пользу российских производителей мебели и аксессуаров, а польская компания Meble VOX открыла в Москве фирменный магазин.

Первого декабря на отечественный рынок вышла «Мастерская кухонной мебели «Едим дома»– линейка кухонных гарнитуров запущена мебельной фабрикой «Мария» совместно сЮлией Высоцкой, а существующий с2013г. мебельный интернет-магазин The Furnish начал продавать мебель собственного производства.

Дизайнерская IKEA

Основатели The Furnish Мария Левина иЕлена Шилина занялись бизнесом из личного интереса. Обе девушки убедились, что ремонт и обстановка квартиры в России – вопрос сложный. «Большой и удобный формат был представлен фактически только IKEA, – вспоминает события трехлетней давности Мария Левина. – Нотуда невозможно прийти на час– это полноценный поход на весь день, часто с домочадцами. Формат гениальный, но подходит не всем». На противоположном берегу – дорогие бутики, к тому же ждать итальянский диван «Бакстер» за 500000 руб. приходилось до полугода. Мария и Елена поняли, что не охвачены покупатели сегментов «средний» и«средний +», для которых время – самый большой дефицит.

Найти целевую аудиторию помог финансовый бэкграунд, который был за плечами у каждой из начинающих предпринимательниц. Мария– выпускница Бостонской бизнес-школы, работала в американском офисе McKinsey и в инвестиционной команде фонда Alfa Capital Partners вМоскве. В 2010–2011 гг. она запустила первый проект в сфере e‑commerce– купонный сервис. Начинание оказалось не очень удачным– партнеры решили закрыть проект, так как предложение превышало спрос,– но опыт пригодился в новом деле. Партнером Марии Левиной в проекте The Furnish, который стартовал в 2013 г., стала ее подруга Елена Шилина – руководитель Sberbank Private Banking.

Своим клиентам основатели стартапа решили представить дизайнерскую мебель. Следующим этапом стал поиск формата. Девушки изначально хотели сделать проект именно в Интернете, потому что это удобнееи прогрессивнее. Продавцу онлайн-универмаг дает безграничные возможности в части ассортимента и представления товара по стилевым предпочтениям, рекомендациям, советам дизайнеров, типам, брендам. Покупателю – возможностьв несколько кликов оформить покупку ив течение недели получить заказ.

На вооружение в The Furnish взяли опыт уже существовавших всегменте онлайн-мебели игроков – Олега Пая, основавшего компанию HomeMe (летом 2012 г. стартап привлек $5млн от фондов AddVenture, ABRT и Mangrove Capital Partners) имеждународного интернет-магазина мебели, предметов декора, товаров для дома Westwing (валовая выручка этой компании со штаб-квартирой в Германии за прошедший год увеличилась на 47%, до 108,8 млн евро). Но пошли от обратного, например, принципиально отказались отофлайн-магазина и даже шоурума. Отличительной особенностью стал ирасчет на собственные силы: запустились за свои деньги, без внешних заимствований. На текущий момент инвестиции в The Furnish составляют около $1млн, а в команде онлайн-универмага почти 55 человек.

Главное – не сбить прицел

Мебельный рынок очень фрагментирован и представлен тысячами небольших поставщиков, которые специализируются узко в своей теме, и для многих из них канал сбыта через Интернет остается пока непонятным. Первыми партнерами молодого мебельного онлайн-универмага стали оптовые сети, салоны. При этом даже уже давно присутствовавшие на рынке игроки не верили, что удачными будут продажи дорогих диванов через Интернет ичто клиент будет оплачивать его карточкой. Сейчас треть всех платежей проходит по картам, иэтот показатель растет. Как растет и ассортимент: если начинали в 2013г. с 300 позиций, и были это преимущественно аксессуары, то сейчас в интернет-витринах The Furnish 25000 товаров и 60–70% продаж приходится на мебель. Елена Шилина шутит, что вместе с партнером они обставили уже около 20000квартир.

Сегодня продукцию The Furnish поставляют около полусотни оптовиков, розничных сетей, торгующих импортной мебелью, а также несколько российских производителей. В2015г. оборот The Furnish вырос вдва раза. В пиковые осенние месяцы он доходил до 50–60 млн руб. «Конечно, если бы не кризис, мы бы выросли намного круче, – считают в The Furnish. – Но он заставил нас задуматься, сбалансировать ассортимент. Сегодня покупатели тратят деньги осторожнее, интерес смещается в сторону более дешевых позиций. В связи с этим мы добавили очень много российских производителей, укоторых разумные цены. ИвМоскве, и в Санкт-Петербурге, ив регионах пытаются делать дизайнерскую мебель, и у некоторых уже хорошо получается. Недавно к нам обратились поставщики из Владивостока– вот смотрите, мы сами придумали и сделали детскую линейку. Она удобная и модная, и мы готовы их рассматривать».

Основные поставщики The Furnish – в Санкт-Петербурге и в Москве, покупатели – почти 65% – тоже жители столицы, остальные продажи приходятся на российские регионы и Казахстан. К соседям мебель пока возят из России, но работают над пополнением ассортимента местной продукцией. Планы на дальнейшую экспансию в страны СНГ озвучивают аккуратно – боятся «потерять фокус менеджмента». «Очень многие компании прогорали и обжигались, планируя развивать и пятое, и десятое», – подчеркивает Мария Левина иприводит пример дизайнерской компании Fab.com, которая продавала через Интернет аксессуары для дома. На запуске в США в стартап очень поверили инвесторы, и в какой-то момент его оценка достигала $1млрд, но из-за планов успеть всюду команда потеряла фокус на домашнем рынке и фокус на продукте, слишком расширив ассортимент. Как следствие, очень быстро упала посещаемость сайта. В итоге получилась отличная иллюстрация неудачного кейса, который разбирают сейчас, наверное, вкаждой бизнес-школе.

Свои диваны ближе к делу

Собственная интернет-площадка позволила The Furnish внимательно изучить потребительский спрос. «Мы пришли кпониманию самых востребованных моделей, наш штатный дизайнер нарисовал эскизы, и мы стали искать производителя, который был бы готов работать по готовым чертежам», – рассказывает соосновательница компании. Адрес производства держат всекрете– не в развивающейся стране, но при этом в СНГ. Первая коллекция состоит из 15моделей диванов и кресел, а в первой половине 2016г. The Furnish планирует расширить ассортимент собственного бренда и включить в линейку другие категории мебели, увеличив количество моделей до полусотни.

В условиях, когда рынок мебели сократился в денежном выражении примерно на 20%, а в натуральном – еще существеннее, открытие собственного производства может оказаться правильной тактикой выживания, считают эксперты.

Владелец казанской мебельной студии Ильдар Гимадеев отмечает, что почувствовал начало спада на рынке еще летом 2014г.– внервном ожидании застыли большинство покупателей, идаже декабрьский ажиотаж был практически не заметен, – а вот конца ему пока не видно. Август был мертвым, традиционный сентябрьский рост вэтом году практически не ощутился. Ситуация на рынке похожа на 2008г., но с существенной поправкой, считает ИльдарГимадеев: «Втечение полугода было очень тяжело, но затем мы начали постепенно восстанавливаться. Нынешний кризис тянется уже почти полтора года, и конца ему не видно». В The Furnish говорят, чтокризис ощутимее для традиционных ритейлеров. Если офлайн падает,тоонлайн– нет: клиенты переходят вИнтернет. Другое дело, что сегодня продажи мебели в Интернете еще очень слабы– 3–4% от общего объема реализации мебеливРоссии. На развитых рынках этот показатель доходит до 10–15%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *