Для дилеров Opel и GM решение об уходе этих марок из России прозвучало как гром среди ясного неба. «Лично я узнал об этом из прессы, никаких предварительных уведомлений автопроизводители не делали», – жалуется директор одного крупного столичного дилерского центра, попросивший не называть его имени.

При этом о планах марки Chevrolet (принадлежит GM) прекратить продажи в Европе с января 2016г. официальные дилеры марки были проинформированы еще в 2012 г., негодует президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков, в то время, как в РФ некоторые региональные дилеры даже через неделю после объявления об уходе Opel и GM не получили официальных уведомлений.

Таким образом, под угрозой банкротства оказались 284 официальных дилера Opel и GM. Один из них, «Саратов-моторс», уже объявил о закрытии, но это лишь первая ласточка, полагают эксперты: банкротство будет массовым и способно полностью изменить отечественный авторынок. Казалось бы, под угрозой находятся только мелкие региональные монобрендовые дилеры, которым будет сложно переориентироваться на продажу других марок. Ноитаких в общем количестве дилеров Opel и GM порядка 25–30%, подсчитал председатель совета директоров ГК«Модус» Алексей Лещенко.

То есть порядка ста дилеров чуть ли не автоматически покинут рынок. Остальным необходимо будет переориентироваться на другие марки. Исполнительный директор «Барнаул-моторс» (официальный дилер Chevrolet и Opel в Алтайском крае) Дмитрий Варфоломеев сказал, что его компания уже ищет, чем можно было бы заменить уходящие из России марки. Но такое решение не принимается за два дня, подчеркнул он. Директор по развитию ГК «Реал-моторс» (дилер Chevrolet в Алтайском крае) Ольга Частухина также не исключает поиска новых марок на освобождающиеся площадки. Представитель компании «Сибтрансавто» (официальный дилер Chevrolet, Opel в Новосибирске) признался, что ведет переговоры с Ford. Этот концерн объявил о том, что «рассмотрит возможность расширения своего присутствия в регионах России путем сотрудничества с существующими дилерскими центрами брендов, уходящих с рынка».

«Интересную позицию высказал Ford, готовый принять дилеров GM к себе, а также предложивший скидки клиентам. Такой подход, безусловно, будет им в плюс как минимум по маркетинговым соображениям», – отмечает руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Русского АвтоМотоКлуба» Александр Димаков. Однако тут есть одно «но»: если поблизости уже находится дилер Ford, то еще одну площадку автопроизводитель не одобрит. Но самое главное, о чем дилеры Opel и GM предпочитают пока не думать, заключается в другом. «Все производители продекларировали поддержку своим дилерам в период кризиса. Они взяли на себя обязательства на неоткрытие новых центров, чтобы не мешать работе уже существующих»,– рассказал Алексей Лещенко.

На этом можно было бы поставить точку, подведя черту, что из существующих 284дилеров Opel и GM выживут от силы 30–40. Но на самом деле это далеко не все: в строительство дилерского центра по стандартам автопроизводителя дилер, как правило, вкладывает порядка $3–5млн. Казалось бы, новое, оборудованное по последнему слову техники помещение можно в дальнейшем использовать под сдачу в аренду магазинам, создав на его базе торговый центр. Однако Алексей Лещенко утверждает, что все не так просто и бóльшая часть помещений останется никем не занятой, так как дилерский центр изначально проектировался под определенный вид деятельности, и просто переформатировать его будет крайне сложно. Зачастую дешевле снести здание, если оно находится в хорошем, проходном месте, и построить новое. Не говоря уже о том, что в последние пять лет автосалоны строились с расчетом на объем продаж новых автомобилей в 4 млн единиц, а в 2015 г. этот показатель будет в разы ниже – 1,5–1,7млн.

В связи с этим можно прогнозировать сокращение дилерских сетей и массовое расформирование салонов. Причем речь идет не только о дилерах Opel и GM, но и других марок. Александр Димаков указывает, что в настоящее время «не очень хорошо» идут дела у Peugeot и Citroёn. Напротив, в более выигрышном положении оказались Kia, Hyundai, Volkswagen и Nissan, и можно предположить, что именно эти бренды займут освободившуюся после Opel и GM нишу авторынка. Но опять же необходимо подчеркнуть, что далеко не всю долю, и проведут ребрендинг лишь нескольких салонов, а не всей сети из 284региональных дилеров. В сложившейся ситуации участники рынка не исключают, что дилеры начнут в массовом порядке подавать многомилионные иски к Opel и GM.

Тем более что прецедент уже создан: суд в Париже недавно обязал компанию Chevrolet возместить ущерб французским дилерам от закрытия бренда в Европе, заплатив им почти 8 млн евро. И это может быть только начало, притом что, как уже было сказано, в Европе корпорация GM предупредила своих партнеров за четыре года, а в России не удосужилась этого сделать и после официального объявления о сворачивании продаж. Поэтому сумма исков в РФ может оказаться намного больше, чем в Европе. В этой ситуации у Opel и GM только два выхода: либо договариваться о возмещении убытков со всеми дилерами, либо банкротить свои российские «дочки».

Игорь Фомин, генеральный директор Avterra:

«На сегодняшний день дилерская сеть всех марок в России состоит примерно из 4,5тыс. автоцентров, работа которых может быть рентабельна только при продаже в год около 4млн новых автомобилей. Примерно на этот уровень мы выходили в прошлом году. Но в связи с кризисом продажи уже рухнули в два раза. Следовательно, бизнес примерно половины автоцентров стал нерентабельным. Что будет с ними– закроются или переформатируют бизнес под другие маркиавто, сказать пока сложно из-за высокой волатильности валюты на российском рынке. Например, Министерство экономического развития ожидает, что курс доллара может опуститься до 40 рублей, если это действительно произойдет, то из нынешней ситуации мы выйдем с минимальными потерями среди дилеров. Хотя, безусловно, некоторые закроются. А вот что касается Opel и GM, то они вполне могут задуматься о возвращении Россию, кстати, об этом недавно говорили чиновники правительства. Однако свято место пусто не бывает, и их доля рынка уже будет занята, и может так получиться, что на уход с рынка и последующее возвращение эти марки могут потратить больше денег, чем, возможно, потеряют от наблюдаемого сейчас падения спроса. Не говоря уже о репутационных издержках, связанных с нынешним уходом– дилеры сначала 100 раз подумают, прежде чем связать себя обязательствами с такими партнерами».

Валерий Макаев, заместитель председателя правленияГК «АвтоСпецЦентр»:

«Жертвами ухода GM с рынка стали 284 официальных дилера: 137 Opel и 147 Chevrolet. Сильнее всего пострадают те автодилеры, которые в последний год вкладывали в развитие дилерской сети и строительство новых автосалонов. Например, в Челябинске недавно был построен новый дилерский центр, открытие которого должно было состояться на днях, в него было вложено более 100млн руб., и теперь это здание, вероятно, придется перестраивать. Помимо этого, высокие убытки понесут дилеры, имеющие более крупные автосалоны, оснащенные специальным оборудованием, имеющие на складах большое количество выкупленных у производителя автомобилей, вложившиеся в наружную рекламу и брендинг. Дилеры, обладающие большой клиентской базой, смогут продолжить работу, предоставляя услуги по гарантийному и постгарантийному обслуживанию, остальным придется переквалифицироваться. Концерн Ford Sollers готов поддержать продавцов и предложил бывшим дилерам GM продавать его автомобили, однако расположение автосалонов играет здесь значительную роль: если в непосредственной близости уже есть дилерский центр Ford Sollers, то контракт с дилером заключен не будет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *