Диета пошла вразнос

Жизнь человека, заботящегося о собственном здоровье, нелегка. Начинает он с того, что не ест жареное, жирное и сладкое, потом перестает покупать красивую и мягкую ярко-оранжевую курагу с консервантом Е202. Затем под личные «санкции» попадает сыр, в составе которого присутствует сычужный фермент. Способ приготовления блюд – вообще отдельная тема: только на пару, на гриле или сырое.

Приходится составлять в голове план питания «на завтра», считать белки, жиры и углеводы, а в путешествие брать свою еду. И таких «несчастных» все больше. И они – не фрики, а законодатели моды в ресторанном бизнесе. В России тренд здорового питания одним из первых уловил известный некогда политический пиарщик Вадим Малкин. Два года назад он запустил в Москве сервис доставки полезной еды Easy Meal. Сегодня годовой оборот проекта оценивается в 40–50 млн руб. Какему удалось превратить производство диетических блюд в успешный бизнес?

Есть и худеть

Сам Вадим Малкин озаботился своим здоровьем десять лет назад, когда вес перевалил за отметку 110 кг. Решив худеть, Вадим взялся за изучение диетологии. Вскоре увлечение натолкнуло его на мысль о сервисе по доставке полезных блюд, специально подобранных под потребности клиента. К тому времени Вадим сам мог стать «лицом» Easy Meal. На «чистой» еде предприниматель достиг отличного результата – минус 30 кг.

До гастрономического проекта Вадим, кинокритик по первому образованию, занимался совсем «несъедобными» стартапами. В 1999 г. он за два месяца с нуля запустил Федеральное агентство новостей, через год – региональную редакцию «Страны.ру». Следом ему поступило предложение возглавить медиахолдинг, созданный Фондом эффективной политики, где, по его словам, «требовалось отстроить массу онлайн-проектов». Вадим Малкин также занимался политическим пиаром: Агентство стратегических коммуникаций (АСК) вело избирательную кампанию партии «Яблоко» в 2003г. После ее завершения, на очередном повороте политической истории в «деле ЮКОСа», когда в ходе обыска в офисе АСК было обнаружено $700000, Вадим перебрался в Лондон.

На новом месте он решил ликвидировать пробелы в экономическом образовании и подал документы на учебу в рамках программы TRIUM Global Executive MBA. Ее совместно организуют Лондонская школа экономики, бизнес-школа Stern Университета Нью-Йорка и парижская HEC. В 2010 г. предприниматель получил долгожданный диплом MBA, еще сильнее подогревший его деловые амбиции. Вадиму хотелось попробовать свои силы в незнакомой прежде сфере, например, в ресторанном бизнесе. организовать сервис доставкиполезной еды Easy Meal в Москве, ане в Лондоне, где конкуренция велика, Вадим предложил своему «однокласснику» по MBA Юрию Самохину. Тот согласился, взяв на себя решение всех экономических вопросов. Жена Вадима, Юлия, отвечала за маркетинг. Насоздание сайта, рекламу и разработку меню партнеры потратили примерно 1,5 млн руб. На старте они обходились собственными деньгами, но в начале 2013 г. привлекли внешние средства. «Тогда бизнес оценивался в 1млн евро», – дополняет Вадим Малкин, не афишируя имена инвесторов.

Меню Easy Meal помогла разработать профессор Бристольского университета Сью Баик. Когда Малкин с Самохиным показали ей список модных в России диет, она долго не могла прийти в себя от ужаса. Попытка предпринимателей уговорить англичанку оставить в меню хотя бы Detox и ультрамодную диету Low Carbs High Fat (меньше углеводов, больше жиров.– Прим. «Ко») тоже провалилась. «Она говорила: «Только через мой труп, меня за такое исключат из ассоциации диетологов». Доторговались до того, что раздельное питание сопровождает научное предупреждение о возможном вреде для здоровья», – вспоминает Вадим. Сейчас дело Сью Баик продолжает ее российская коллега Елена Каштанова. На ней лежит оперативное онлайн-консультирование клиентов и составление новых рационов. «Мы придерживаемся принципов диетологии, принятых в Европе, – уверяет Вадим Малкин. – Поэтому вы не найдете у нас «модных» диет». По словам основателя Easy Meal, все программы сбалансированы и безопасны для здоровья.

За год до запуска сервиса Вадим открыл страницу Easy Meal в Facebook. Она собрала волонтеров, которые оказались прообразом портрета целевой аудитории. Их оценки легли в основу сервиса (вплоть до тестирования пунктуальности курьерской доставки) и меню. После старта эти же люди посредством «сарафанного радио» сообщили миру об Easy Meal. За два года проект раскрутился: в московском офисе обрабатывается до сорока заказов в день. Из всех представленных программ питания популярностью пользуется рацион на 1200 ккал. Он рассчитан на тех, кто хочет быстро привести себя в порядок, но при этом не желает напрягаться в спортзале. Диета длится от семи дней до трех недель и стоит от 2300 руб. в день. В нее входит два завтрака, обед и ужин – без напитков. «Перед выбором программы мы всегда рекомендуем поговорить с нашим диетологом, – добавляет Вадим. – Все люди разные. Понятно, что мужчина под два метра ростом, который ходит в спортзал, не должен питаться на 1200 ккал. Для девушки среднего роста с лишним весом, собирающейся постепенно худеть на полкило в неделю, притом что рацион сбалансирован, такой дефицит калорий безопасен».

В удаленном режиме

Вадим Малкин предусмотрел все или почти все. У Easy Meal, кроме базовых программ на 1500 ккал и 1800 ккал, есть рацион, составленный специально для спортсменов – 2500 ккал. Особой строкой идет вегетарианская программа, и ее меню звучит вкуснее, чем традиционное: орзотто с вялеными помидорами или ирландский крем-суп из фенхеля. Все продукты, уверяет предприниматель, закупаются у тех же поставщиков, что снабжают московские рестораны премиум-сегмента.

Экс-пиарщику удалось сплотить команду, живя в Лондоне. Сейчас на Easy Meal по системе точечных KPI работают десять человек. Так проще отследить их эффективность и понять, в каком состоянии находится бизнес. На старте партнерам приходилось постоянно заниматься «микроменеджментом» – читать переписку, часто приезжать с проверками, устраивать видеоконференции. Со временем, когда стартап окреп, стратегические задачи были делегированы наемным сотрудникам. Год назад Елена Пуртова стала «руками и глазами» учредителей в столице. Сейчас она занимает должность генерального директора Easy Meal и решает операционные задачи. «Удаленное ведение бизнеса – это сложно, – рассуждает Вадим. – Особенно если имеешь дело не с виртуальными услугами, а взаимодействуешь с клиентом в реальной жизни. С информацией проще работать удаленно. Она не портится, не пересаливается».

Инвестиции в Easy Meal еще не окупились, хотя проект вышел на операционную рентабельность. Сегодня его годовой оборот составляет порядка 40–50 млн руб. «Отбить» вложенные средства Вадим Малкин планирует на четвертом-пятом году существования проекта. Сейчас он решил добавить новый формат, в офлайне. В центре столицы открылось кафе здорового питания Easy Meal. Оно рассчитано всего на двадцать мест и пока работает в пилотном режиме, но предприниматель надеется, что в будущем пропускная способность заведения достигнет тридцати-сорока человек в день. Цены останутся те же, что в онлайне, и средний чек составит 600–800 руб.

Сам Вадим Малкин настроен на захват рынка, не важно какого – британского, украинского или российского, с помощью франчайзи. Главное– заинтересованность потенциальных партнеров. «Наша франшиза – выгодное предложение, – расхваливает Вадим.– Мы предлагаем полностью готовый продукт, начиная от диет и рецептов и заканчивая контентом, который, конечно, надо будет немного адаптировать к другому языку». Рассуждать о показателях на несколько лет вперед слишком рано, считает предприниматель. Страна – на грани рецессии, инфляция в первую очередь отразится на продуктах питания. «Мыне ожидаем мегарезультатов в ближайшие три года, будем расти теми же темпами и надеяться, что годовой оборот составит 60–70 млн руб.», – резюмирует он.

Выживет вкуснейший

На московском рынке Easy Meal конкурирует с двумя крупными игроками – это Just for You и GrinDin. Первый проект, запущенный еще в 2006 г., принадлежит диетологу Ирине Почитаевой и ресторатору Аркадию Новикову. Второй сервис – исключительно семейный бизнес Владислава и Алисы Шабановых. Основатели GrinDin, как и Вадим Малкин, ранее никогда не занимались ресторанным бизнесом. Владислав, например, пятнадцать лет проработал в IT-сфере, запускал проекты в Rambler, Mail.ru, РБК. Алиса сначала занимала пост HR-консультанта, а затем и HR-директора в крупных российских компаниях сектора FMCG. В семейное дело они вложили до 4 млн руб. Проект вышел на окупаемость уже через десять месяцев после запуска. Сейчас GrinDin обрабатывает несколько тысяч заказов ежемесячно.

За три года существования сервиса Шабановы расширили команду до сорока человек. Неизменной осталась позиция диетолога: все программы питания в GrinDin составляет любимая репортерами глянцевых изданий Татьяна Залетова. Она предлагает худеть мужчинам на 1800 ккал, а женщинам – на 1400 ккал. Этот рацион, кстати, составляет 25% от общего количества заказов. Привести себя в порядок за короткие сроки можно на экспресс-диете в 1000 ккал. Негативные последствия экстремального сброса веса при таком калораже возникнут, если «затянуть пояс» надолго. Поэтому совладелица компании Алиса Шабанова делает акцент на периоде диеты – не более десяти дней: «После экспресс-программы большая часть наших клиентов переходит на умеренный рацион в 1400 ккал и фиксирует достигнутый результат. Разумеется, мы отказываем в такой диете людям с ограничениями по здоровью, а также тем, кому «положено» потреблять 2000ккал в сутки».

На сайте GrinDin невозможно найти подробности, например, какие блюда входят в ту или иную программу. Доступ в «пищевой рай» открывается при регистрации, в личном кабинете пользователь видит все – меню, состоящее из 500 блюд, расписание доставки, настройки вкусовых пристрастий. Шабановы борются за чистоту вкуса. По их словам, повара используют только специи. Усилители вкуса, искусственные красители и консерванты – табу. Чтобы «подстроиться» под каждого клиента, в GrinDin разработали специальную IT-систему. В ней диетолог задает базовые параметры программы питания, технолог вбивает характеристики каждого из блюд, менеджеры указывают предпочтения пользователей. После всех манипуляций специально обученный сотрудник – планировщик– составляет готовые рационы.

«Мы никогда не привезем клиенту с гастритом острое карри или пряное блюдо с имбирным соусом, – поясняет Владислав Шабанов. – Помимо автоматической проверки на все основные виды аллергий и заболеваний, нам проще исключить для клиента несколько блюд, которые ему не нравятся. Такая степень автоматизации позволяет выставить индивидуальные настройки у 70–80% заказов». Эта возможность, по словам Владислава, отличает их сервис от Easy Meal. «Мы можем делать намного более сложные программы питания, а также лучше адаптируемся к новой рыночной обстановке – с новым курсом рубля, новыми каналами поставки продуктов и пр.», – говорит предприниматель.

Вадим Малкин настаивает на другом. У него с GrinDin принципиальная разница в научном европейском подходе. «Если соперник делает акцент на вкусе и пользе в соответствии с базовым российским представлениями о здоровом питании, у нас главная задача – отвечать научным принципам диетологии, оставаясь при этом вкусными. Иногда приходится идти на компромисс, – рассуждает Вадим Малкин. – Понятно, что котлеты, содержащие определенное количество насыщенных жиров, окажутся вкуснее котлет из постного мяса на пару. Но мы всегда будем делать котлеты правильно, с минимумом насыщенных жиров. УEasy Meal больше ограничений: наш учет полезности ингредиента ведется по 14 параметрам».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: