Из самых разных комедий все чаще получается одна-единственная – летняя, легкомысленная и бессмысленная

Комедии — это не совсем фильмы, это способ провести время, когда ничего делать не хочется. В конце августа у зрителей будет возможность ничего не делать во время просмотра фильма «Каникулы строгого режима» и «Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковаться». Вместо десятка разных поджанров — музыкальная комедия, студенческая комедия, романтическая комедия — скоро, похоже, останутся только два: летняя комедия и рождественская комедия. Рождественская комедия — это такая комедия, в которой идет снег. Все остальные комедии — летние.
Эти фильмы существуют потому, что людям нужен отдых, а если комедии к тому же оказываются умными — что ж, да здравствует интеллектуальный отдых! Исследователи кино считают, что этот жанр — наиболее пластичный и может полностью меняться каждые несколько лет. Достаточно сравнить хит теплого июня 1984 года «Охотники за привидениями» Айвана Райтмана или «Назад в будущее» Роберта Земекиса (июль 1985 года) с сегодняшними гораздо более резкими, пошлыми и глуповатыми фильмами вроде «Солдат неудачи» Бена Стиллера или «Приколисты» Джадда Апатова. На смену спецэффектам 80-х пришли романтики и невротики 90-х, а потом из американских пирогов вылезли сорокалетние девственники и прочие сексуально недостаточные герои. Немолодые подростки из «Немножко беременна» Джадда Апатова, накуренные балбесы из «Ананасового экспресса» Дэвида Грина, безжалостный гламур «Дьявол носит Prada» Дэвида Фрэнкела — все эти летние цветочки расширили границы жанра и привели с собой новых героев. Или по крайней мере подправили маникюр старым.


В комедиях уходящего лета 2009 года главным трендом неожиданно оказались голые, полуголые и совершенно одетые мужики. И самым прекрасным из голых мужиков, разумеется, стал Саша Барон Коэн, гламурный трикстер. Его возмутительный и восхитительный фильм «Бруно» — комедия, в которой неугомонный борец со стереотипами играет «самую большую австрийскую звезду после Гитлера». На этот раз его герой, очаровательный австрийский гей, борется со стереотипами, вставляя им в задницу сифон и нажимая на рычаг. Стереотипы кряхтят.
Есть еще один способ развлечь публику, мечтающую об отпуске: показать им, как рэпер Эминем в новом фильме «Приколисты» Джадда Апатова объясняет герою Адама Сэндлера, смертельно (или не смертельно?) больному стэндап-комику, что выздоравливать — это не круто. Круто — это умирать. Еще смешнее — показать летней публике парня, который накануне свадьбы обнаружил, что у него совсем нет друзей и некого звать на мальчишник («Люблю тебя, чувак»).
Но тем, у кого друзья в комплекте — не легче. Доказательства — в комедии «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филлипса. В Штатах эта история оказалась хитом, а в России мало кого увлекла — видимо, потому, что легкий похмельный абсурд фильма в России является постоянным фоном. Картина о том, как друзья отправились на мальчишник в Лас-Вегас и так наразвлекались, что потеряли жениха, стала самой успешной в истории комедией с рейтингом R (подростки до 18 лет — только в сопровождении родителей). Предыдущий рекорд принадлежал картине двадцатипятилетней давности «Полицейский из Беверли Хиллз».
На самый конец августа прокатчики приберегли два потенциальных хита: воспоминание о счастливом советском детстве, «Каникулы строгого режима» Игоря Зайцева, и немецкое ментальное порно Леандра Хаусманна с длиннейшим названием «Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковаться». В первом фильме пара клоунов Дюжев–Безруков разыгрывают историю а-ля «Джентльмены удачи», только в очень плохом гриме: двое сбежавших из колонии джентльменов оказываются вожатыми в пионерском лагере. Получается громкоголосая помесь «Ералаша» и бессмертного «Вождя краснокожих». Сергей Безруков войдет в историю кино не Пушкиным и не Есениным, а своей фиксой в «Каникулах». Создатели фильма, по их признанию, сделали ставку на «тонкий, ранимый юмор» в лучших традициях советского кино. Знаем мы эту ранимость. В лучших традициях советского кино: «Сейчас ужин, макароны дают».
«Почему мужчины не слушают…» — это не просто комедия, это софт-научпоп, экранизация книги модного психолога Аллана Пиза, который все знает о различиях в мужской и женской психологиях. Женщины и мужчины в этой комедии — не герои, а лишь примеры: самки ищут себе самца, который способен содержать их и будущее потомство, самцы же при виде подходящей самки превращаются в неандертальцев и бегут по следу. Актеры с удовольствием превращаются в неандертальцев, актрисы имитируют оргазм в Музее естественной истории (явно вспоминая о Мег Райан в фильме «Когда Гарри встретил Салли»). А режиссер с восторгом заставляет главного героя мчаться голышом по улице и забегать в гей-бар, потому что таков тренд нынешних летних комедий, а у актера Бенно Фурмана к тому же неплохая задница.
Эволюционирует жанр или нет, он как был бессмысленный, так и есть. Столь же бессмысленный, как все, что мы привыкли делать летом — валяться на раскаленном песке под палящим солнцем, смотреть в небо, попивать пивко и слушать, как волны накатываются на берег. Приятно же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *