В начале 1990-х Билл Гейтс сказал, что у Интернета нет будущего. Нет, он не был тяжело болен. Он всего лишь высказал вслух преобладавшее тогда  мнение. Сегодня мы вправе совершить экскурс в историю Сети и сделать невероятный прогноз относительно ее будущего.

За какие-то несколько лет Интернет из «Сети для подростков и высоколобых» превратился в мейнстрим из мейнстримов – в сообщества, магазины, биржи, СМИ, в индустрию развлечений, всемирный кладезь знаний и бесконечные возможности для самовыражения – в саму жизнь!

Веб опроверг все скептические прогнозы. Было мнение, что в Интернете никто не будет продавать или покупать. Сегодня в Сети ежегодно совершается 1,5 млрд сделок. Не так давно приобретение машины через Интернет было безумной фантазией. В прошлом году крупнейший интернет-акукцион eBay пропустил через свои площадки автомобилей на $11 млрд. Медийные корпорации и в страшном сне не могли представить, что 15 млн пассивных телезрителей вдруг превратятся в активных создателей контента – писателей, операторов, музыкантов – в своих блогах!

Говорили, что Интернет будет «на 100% мужским». В 2002 году количество женщин в Сети превысило количество мужчин. Говорили, что Интернет – сеть для подростков. Средний возраст сегодняшнего пользователя Интернета – 41 год (согласно недавним исследованиям ROMIRMonitoring, по России этот показатель составляет 30 лет).

Если бы десять лет назад кто-то рассказал миру об этом, его бы, наверное, сочли безумным мечтателем. Так, может, и сейчас, сегодня, в конце 2005 года мы даже не представляем, какой Сеть станет завтра?

 

Народное творчество

В прошлом году исследовательская компания  Pew Internet & American Life Project, специализирующаяся на изучении жизненного уклада американцев, провела исследование: 1200 компьютерных специалистов были проинтервьюированы на тему о том, во что, по их мнению, превратится Сеть в ближайшие десять лет. Две трети респондентов склонились к мнению, что компьютеры будут интегрированы во все – от одежды до автомобилей. Оставшаяся треть опрошенных предсказала стремительное развитие социальных сетей пользователей…

Действительно, импульс, данный Интернету десять лет назад, невероятно расширил сферу социального взаимодействия – породил умную толпу, общественный разум, совместное творчество. Компания Technorati представила очень интересную статистику: оказывается, каждую секунду в мире создается новый онлайновый дневник, блог. На конец лета текущего года количество блогов в Сети составляет 14,2 млн.

Чтобы найти причину беспрецедентного роста активности бывших «пассивных потребителей», следует обратить свой взгляд на 100 – 150 лет назад. Именно тогда, в эпоху глобальной индустриализации, продукты массового производства заменили большинство из того, что могло быть сделано «своими руками». Точно так же в начале XXI века творчество перестало быть чем-то из разряда «штучной работы» и встало на конвейер.

Сетевое «протребление»

Учитывая темпы, с которыми аудитория день ото дня наполняет Сеть новым контентом, уже в ближайшем будущем каждый живущий на Земле успеет написать книгу, сочинить песню, снять фильм или создать компьютерную программу.Но что случится, когда предложение превысит спрос? Ведь если мы будем постоянно создавать – писать, сочинять, микшировать, монтировать – у нас  не останется времени на то, чтобы смотреть, слушать и читать. Кто будет потребителем? Никто, и это нормально! Экономическая теория говорит, что мир, где предложение превышает спрос, нежизнеспособен. Однако в он-лайне, где многое из того, что не работает в теории, успешно существует на практике, факт наличия аудитории имеет все меньше и меньше значения. А имеет значение сеть социального творчества, сообщество взаимодействия. Футурист Элвин Тоффлер назвал этот феномен «протреблением». Как в случае с файлообменными системами или блоггингом, протребители производят и потребляют одновременно. Производители являются и аудиторией, а любая ссылка – это и отправная точка, и пункт назначения.

Прошедшее десятилетие изменило мир до неузнаваемости. И взлет Интернета, похоже, только начался. А значит, можно делать самые безумные предположения о его будущем – все они году этак в 2015-м имеют шансы осуществиться.

 

Машина различий

По мнению Келли, точнее всех предстоящие в Сети перемены предсказал в 1988 году Джон Гейдж из компании Sun. Именно ему принадлежит знаменитое «Сеть – это компьютер». Гейдж не имел в виду Интернет, но именно эти его слова точно отражают идею будущего Веба. Веба, как операционной системы для суперкомпьютера, поддерживающего Интернет, объединяющего его сервисы, инфраструктуру и связанные с ним устройства – от сканеров до спутников – с миллиардами пользователей.

Многие не отдают себе отчет, но эта колоссальная Машина, пусть и в простейшей форме, уже существует. Сейчас она представляет собой огромный компьютер, по мощности приблизительно равный ранним ПК. Ежесекундно Машина обрабатывает миллион электронных писем и столько же поисковых запросов. Это значит, что сервисы электронной почты и поисковых машин работают при частоте всего один мегагерц (для сравнения, современные процессоры превосходят эту частоту в несколько тысяч раз). На меньшей частоте – всего на ста килогерцах, работают службы быстрых сообщений (ICQ и др.). Обработка SMS идет в сто раз медленнее. Но Машина растет.

Объем внешней памяти Машины – 200 терабайт (это можно сравнить с памятью 3500 ноутбуков, то есть с оснащением крупной международной корпорации). Ее каналы способны пропускать 10 терабит (1280 гигабайт) ежесекундно. Ее «процессор» – миллиард работающих ПК по всему миру, приблизительно столько же транзисторов содержит ваш домашний компьютер. И Машина растет.

Этот механизм планетарного масштаба по сложности сравним с человеческим мозгом. Наш мозг содержит миллиарды нейронов – Сеть состоит из миллиардов страниц. Каждый биологический нейрон имеет связи с тысячами своих собратьев – гиперссылки порождают триллионы связей между веб-страницами. В нашем мозгу таких ссылок в 100 раз больше, но при этом мозг не увеличивается ежегодно вдвое. А Машина растет.

Через десять лет в системе будут сотни миллионов миль оптоволоконных нейронов, соединяющих миллиарды «умных» микрочипов: вживленных в фабричные продукты, встроенных в сенсоры окружающей среды, наблюдающих со спутниковых камер, направляющих машины. Мы будем жить внутри этой системы.

К 2015 году Машина научится выбирать оптимальные маршруты для пересылки данных, предсказывая нарушения в линиях. Она будет иметь собственную иммунную систему, отсеивающую вирусы и фильтрующую спам. Внутренние рабочие модели Машины будут сложны и уникальны. Не всегда можно будет получить одинаковые ответы на один и тот же заданный ей вопрос.

Чтобы подняться до такого уровня, Сети понадобится интуиция. Самое главное, что позволит нам новая платформа – избавиться от повседневной рутины: Машина начнет выполнять за нас все действия, которые мы совершали более двух раз. Это будет Предчувствующая Машина.

Машина всегда включена. Ни один другой компьютер в истории не работал в течение 30 лет без единого отключения. И хотя отдельные компоненты системы могут быть временно недоступны, например, из-за аварий в электросетях, подавляющее их большинство всегда будет оставаться в строю. Машина – самый надежный компьютер, который есть у человечества.

Можно по-разному воспринимать слова Келли. Можно верить в Машину или нет, но стоит помнить, что в истории человечества случаются переломные моменты. И люди, живущие во времена таких перемен, редко осознают, что происходит нечто грандиозное, воспринимают великие события как данность. И, может быт, через много лет наше время войдет в историю как веха в развитии цивилизации – как Начало. Как точка, после которой стала существовать Сеть. Как момент, в который родилась Машина.

Особое мнение

В 1994-м журнал Time заявлял, что Интернет никогда не получит распространения: «Он попросту не создан для коммерции!» NewsWeek вторил в начале 1995-го: «Интернет? Ха!» Автор статьи – астрофизик Клифф Столл – не называл виртуальные сообщества и онлайновую торговлю иначе как «вздором».

Если хорошенько поворошить прошлое, то можно вспомнить, что примерно в это же время Билл Гейтс также недооценил значение Сети – он считал, что Интернет не станет действительно массовым явлением до тех пор, пока по нему нельзя в режиме реального времени передавать видео- и аудиоматериалы. В начале 1990-х Стивен Вайсвассер, занимая должность старшего вице-президента ABC, объяснял позицию своей компании: «Невозможно превратить пассивных потребителей в активных пользователей Интернета».

К недоверию скептиков добавлялись опасения романтиков. В июле 1995-го Эндрю Шапиро писал в журнале «The Nation»: «Если мы позволим крупному бизнесу контролировать Сеть, то речь в киберпространстве никогда не станет свободной». (При всех своих бизнес-возможностях Сеть до сих пор на 60% остается некоммерческой.)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *