Ложь – неотъемлемая часть жизни. Врать учат с детства.«Мама, я красиво нарисовал?» – и мама хвалит кривой домик трехлетнего малыша на глазах у ребенка постарше, вполне способного оценить «красоту» творения. «Я же не очень толстая?» – «Нет, тебе очень идет твоя конституция»,– вежливо врет одна подруга другой, вместо того, чтобы честно сказать, что при росте 170 см нормальный вес – не больше 70кг.
Бизнес строится на лжи: маркетологи придумывают многочисленные уловки, чтобы продать больше объективно ненужных вещей. И чем крупнее бизнес, тем больше в нем неправды. Цена лжи может достигать миллионов долларов.
Переговоры в большом бизнесе – это искусство подать информацию в нужном свете, иногда что-то скрывая или искажая действительность. Юристы могут миллион раз проверить документы, но человеческий фактор все равно играет одну из главных ролей. Во всем мире существуют организации, занимающиеся безынструментальным распознаванием лжи. Такие организации работают на госструктуры и крупный бизнес. Специалисты сопровождают деловые переговоры, учат сотрудников аэропортов и вокзалов распознавать людей, скрывающих оружие, помогают следственным органам. Относительно недавно рынок подобных услуг стал формироваться и в России. Пока эксперты оцениваютего объем скромно – около 50 млн руб., – но прогнозируют рост.
Сказать по правде…
Международная академия исследования лжи (МАИЛ) создана Евгением Спирицей в 2008 г. На ее официальном сайте утверждается, что это «единственное в России образовательное учреждениеполного цикла в области безынструментальной детекции лжи и профайлинга». И не обошлось тут без окруженного почти мистическим ореолом КГБ.
До 1993 г. Евгений Спирица работал в отделе особого назначения МВД. Время это было неспокойное – специализировался Евгений на переговорах с террористами. А учился мастерству, конечно, у офицеров КГБ еще старой, советской школы. «Преемственности, как у советской и российской милиции, не получилось, – констатирует Евгений Спирица. – Но с учителями мне повезло. Той базы, которую дали офицеры из 7-го и 30-го управлений КГБ, хватило, чтобы результативно работать».
Проработав некоторое время в МВД, в начале 1990-х переживавшем не лучшие времена, Евгений решил уйти в частный бизнес. В 1998г. он уже работал в филиале банка «СБС-Агро», в отделе переговоров. Но наступил финансовый кризис, банки стали один за другим лопаться, и Евгений Спирица вновь сменил деятельность – ушел вчастное охранное предприятие, и через некоторое время возглавил его. «Не могу сказать, охранник произошел от обезьяны или обезьяна от охранника, – иронизирует Евгений Спирица. – Пока я возглавлял ЧОП, ситуация была такая: с одной стороны, мой персонал – с оружием и низким логическим уровнем. С другой– бизнесмены, попавшие в сложную ситуацию. Охранники врали все и постоянно, бизнесмены – через одного. Нужно было и организовать достойный уровень работы своих людей, и с умом выбирать клиентов, чтобы защищать действительно пострадавшую сторону, а не очередных рейдеров. Потому что те охранные агентства, которые связывались с захватчиками, все плохо кончали. Вот здесь и потребовались навыки распознавания лжи». В ЧОПе Евгений Спирица надолго не задержался. Специалиста, умеющего без всяких детекторов определять, кто говорит правду, а кто врет, стали приглашать для сопровождения переговоров.
В середине нулевых бизнесмены стали интересоваться возможностью обучения техникам безынструментальной детекции лжи. Так Евгений Спирица занялся созданием обучающих методик, продолжая и собственное образование. К слову, нынешний ректор МАИЛ – обладатель восьми дипломов о высшем образовании.
К 2006–2007 гг. постепенно оформилась идея собственного бизнеса. «Я хотел заниматься консалтингом в области деловых переговоров и делать обучающие программы по техникам профайлинга (умение определять истинные намерения человека с помощью невербального поведения: мимики, жестов, манеры речи и т.д. – Прим. «Ко») и безынструментальной детекции лжи, – рассказывает Евгений Спирица. – Об академии в том виде, в котором она сейчас существует, я не задумывался». Для создания консалтинговой компании вложения потребовались минимальные, самой ценной инвестицией в свой бизнес Евгений Спирица называет знания и опыт. «Специалистов КГБ учат не только выживать без денег, но и достигать поставленных задач без них, – говорит Евгений Спирица. – Это определенная система мышления. Ею обладает каждый успешный бизнесмен, который даже после падения сможет заново поставить дело с нуля». Впрочем, в 2008 г., когда появилась академия, без финансовых вложений не обошлось – основные затраты пришлись на разработку сайта. А вот на рекламе удалось сэкономить благодаря киностудии 20th Century Fox Television и Первому каналу. Киностудия сняла шедевр под названием «Обмани меня» (Lie to Me), показав миру обаятельнейшего доктора Лайтмана (прототипом персонажа стал известный психолог, специализирующийся на изучении лжи, Пол Экман), аПервый канал включил фильм в свой эфир, обеспечив Лайтману узнаваемость по всей России.
После показа фильма в 2009 г. к Евгению Спирице повалили клиенты. «На тот момент нам было важно добиться хорошей узнаваемости, – рассказывает он. – Поэтому методы продвижения у нас были несколько провокационными. Помимо очень агрессивных продаж – а мы участвовали в огромном количестве конференций, семинаров и прочих бизнес-мероприятий – выбрали себе слоган «Научись распознавать ложь или умри бедным, несчастным и одиноким». Все это привлекло к нам внимание и позволило нарастить определенную клиентскую базу. В 2012 г. мы провели ребрендинг».
Респектабельно ичестно
В 2012 г. сайт академии поменялся: все провокации были убраны, намеренно выбранный синий цвет и продуманный контент теперь говорили о респектабельности и высоком классе учебного заведения.
«Наши клиенты – это крупный бизнес, иногда средний, приближающийся по показателям к крупному, и госорганы, – перечисляет Евгений Спирица. – С малым бизнесом мы несотрудничаем, хотя любому предпринимателю будет полезно у нас поучиться».
Клиенты академии охотно делятся впечатлениями о работе с ней, но вот подробности опускают: какой компании захочется публично рассказать о пойманных нечистых на руку топ-менеджерах? «Наша сфера деятельности – это производство и оптовые поставки промышленной продукции, пиломатериалов, логистика, – делится опытом сотрудничества с МАИЛ владелец компании ППЦ «Металлические конструкции» Сергей Марьясов. – Команда академии во главе с Евгением пришла нам на помощь в непростой момент. Благодаря работе ребят в короткий срок были выявлены недостатки в системе безопасности и сэкономлены немалые деньги. Вот уже около трех лет мы продолжаем сотрудничество».
Сейчас структура клиентов МАИЛ такова: госорганы приносят 40% прибыли, бизнес-структуры – 50% и еще 10% – женский проект, но о нем позже.
«Система, предложенная Евгением Спирицей, применяется при повышении квалификации и в образовательных программах при получении высшего образования по специальности «Психология» сотрудниками силовых структур, – рассказывает начальник учебно-научного комплекса Санкт-Петербургского университета МВД России Владлен Статный. – Эти знания, а главное, практический опыт, безусловно, помогают им в повседневной работе. Знания, полученные на семинарах по верификации, офицеры, в чьи обязанности входило обеспечение безопасности и проведение оперативных мероприятий, применяли во время зимней Олимпиады в Сочи».
Пройти курс обучения в МАИЛ может любой желающий: хоть бизнесмен, хоть госслужащий, хоть поклонник доктора Лайтмана. В академии восемь факультетов, в том числе факультеты авиационной и банковской безопасности и факультет судебных экспертиз. Стоимость обучения – от 25 000 руб. за четырехдневный интенсив по профайлингу и психодиагностике до нескольких сотен тысяч рублей за индивидуальное обучение. 14‑дневный базовый курс на факультете безынструментальной детекции лжи обойдется в 60000руб.
«Распознать ложь мало, – объясняет Евгений Спирица. – Ложь нужно зафиксировать, чтобы сформировать доказательную базу, к которой можно обратиться. В отличие от зарубежных коллег, в основном придерживающихся концепции Пола Экмана, который определяет ложь по микромимике и вегетативным показателям, мы учим выявлять ложь по тому, что и как человек говорит. А слова всегда можно записать. Наши специалисты изучают специфику иностранных языков, чтобы работать на разных рынках. В России девять наших представительств, открыты представительства в Армении и Белоруссии. В следующем году мы планируем выйти в европейские страны. Работать с госструктурами мы там не сможем, но вот конкурировать за рынок крупного бизнеса будем».
Что касается России, то, по словам Евгения Спирицы, своих конкурентов МАИЛ растит сама. «Всегда появляются молодые специалисты со своей точкой зрения, – поясняет Евгений Спирица. – Они отделяются и начинают делать что-то свое. Мы за этим с интересом наблюдаем и ждем новых наработок, которыми тоже можем пользоваться. Пока основная проблема всех наших конкурентов заключается в неумении сформировать устойчивую команду. Вбизнесе выигрывает не одиночка, а команда. Кроме нас, на российском рынке еще три компании, которые мы готовы считать своими конкурентами».
Женское счастье
…тоже более вероятно, если владеть технологиями распознавания лжи. В МАИЛ есть несколько программ для женщин. Они могут не только научиться понимать, когда и почему их обманывают, но и освоить техники вербовки с целью найти подходящего по психотипу мужчину.
«Женщины, сами того не подозревая, часто своими усилиями растят себе мужей-алкоголиков, – рассказывает Евгений Спирица. – Классический пример, который мы рассматриваем на занятиях, это Маргарита Павловна из кинофильма «Покровские ворота». Будь Хоботов немного иной личностью, он бы точно спился. Маргарита Павловна прекрасно культивировала в бывшем муже чувство неуверенности в себе, незначительности и беспомощности. Дамам стоит научиться понимать и осознавать свои модели поведения и их последствия». Тренинг «Профайлинг на страже женского счастья» стоит от 4500 руб.
Как бы ни назывались подобные тренинги для женщин, спрос на них будет. «Мы по природе своей любопытны, – комментирует генеральный директор женского клуба «Арт-проект «Четверг» Алиса Казачкина. – Женщинам всегда интересно узнать побольше о себе и своих возможностях. Сейчас мы отмечаем на рынке всплеск интереса к женским тренингам и курсам. Последнее время стали появляться различные заведения, работающие в области развлекательно-познавательного женского досуга. Что неудивительно, ведь у современных женщин изменились ценности, и они готовы больше вкладывать в себя. Если раньше все ограничивалось салоном красоты и фитнесом, то теперь женщины ищут разные способы самореализации. Ну и поиск принца всегда останется актуальной темой, а тренинги– это, как правило, очень интересные и вдохновляющие мероприятия».
Годовой оборот МАИЛ в 2014 г. составил 16 млн руб. Работая на крупный бизнес, МАИЛ пока остается в рамках среднего. И по мнению опрошенных «Ко» экспертов, вопреки достаточно быстрому росту, массовой популярности МАИЛ не достигнет. «Несмотря на то, что такого рода услуги могут быть востребованы при рекрутинге практически у любых HR, важно и с этим не перегнуть палку, т.к., с одной стороны, повсеместно декларируется ограничение в формальных отказах, связанных с расовой, половой или религиозной принадлежностью соискателей, т.е.система либерализируется, а с другой стороны – сервис дает возможность закручивать гайки, но уже в другом направлении, – рассуждает исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов. – Таким образом, данный вид сервиса не будет массовым и останется только в качестве любопытной опции, к которой можно прибегать в крайних случаях».