Роман Прилипко до 2009 г. жил в Магнитогорске и работал там региональным директором крупной московской девелоперской компании. «Начал работать на позиции менеджера, через некоторое время значительно вырос. Заработал денег. Встал вопрос: куда вложить? Собственно, московские пробки и подсказали решение, куда их вложить, чтобы они работали», — рассказывает генеральный директор Quickfrog Александр Бортенев. «Приехав из Магнитогорска, мы были поражены существующей ситуацией с доставкой в Москве. Помогло то, что мы посмотрели на проблему незамыленным взглядом и она могла по-настоящему разозлить. Всегда, когда варишься в собственной каше, рано или поздно привыкаешь даже к негативным моментам. И доставка долгая вроде раздражает, а вроде бы и доставляют же в итоге», — вспоминает Роман Прилипко. Он обратил внимание на опыт других стран: для доставки DHL часто использует скутеры, во Вьетнаме и Франции курьеры передвигаются на велосипедах, в Венеции — на катерах. «Пробки московские в широком смысле слова нам победить пока не по силам, а вот найти возможность обойти проблему — это намного проще», — отмечает Александр Бортенев. На начальном этапе в проект было вложено порядка 150 000 евро личных сбережений. Их Роман Прилипко потратил на аренду офиса, зарплаты сотрудникам и покупку 20 скутеров. Мототехника была окрашена в ярко-зеленый, «лягушачий» цвет, а все курьеры получили фирменную зеленую одежду. На старте возникло сразу несколько проблем. Во-первых, сбоила техника — время выполнения заказа, скорость движения скутеров и местонахождение курьеров диспетчеры должны были отслеживать автоматически в режиме реального времени. Но высокотехнологичное оборудование никак не хотело работать стабильно. Кроме того, старт проекта пришелся на самый пик летней жары, и многие курьеры, в нарушение инструкций, снимали фирменную одежду и приезжали к клиентам буквально в майках. Приведение техники к нормальному режиму функционирования и повышение корпоративной дисциплины (в основном за счет штрафов) заняли несколько месяцев. К этому времени у Quickfrog уже появились первые постоянные клиенты.

Скорость — не главное

«Бизнес-модель проста — недостатки мегаполиса Quickfrog превращает в свои достоинства. Главное конкурентное преимущество компании — это, безусловно, высокая скорость доставки», — рассуждает эксперт ФГ «БКС» Богдан Зыков. «На мой взгляд, бизнес-модель Quickfrog на сегодняшний день очень актуальна, своевременна и перспективна. Сегодня время — это самый дефицитный и дорогой ресурс, поэтому многие сервисы, которые позволяют экономить наше время (и деньги, безусловно), при грамотном маркетинге становятся очень востребованными», — подтверждает директор «АсстрА Рус» Александр Михеев. В условиях глобальных пробок в Москве и других крупных городах России внутригородские экспресс-перевозки становятся весьма актуальными. Для доставки мелких недорогих грузов данный сервис будет очень востребован, считают эксперты. При перевозке больших партий, или ценных, или опасных, или крупногабаритных грузов надежность перевозчика и гарантия сохранности доставляемого станут решающими факторами, скорость отойдет на второй план. Учредитель и генеральный директор i-Accelerator Виталий Виноградов не склонен использовать превосходные степени при оценке бизнеса Quickfrog. «Там, где бизнес-модель отходит от классической модели доставки («разбудить мужа», быстро купить и доставить подарок супругу/другу/партнеру т.п.), — это бизнес-модель консьерж-службы. Пока такие компании, к сожалению, не преуспевают на нашем рынке (частично из-за того, что люди не привыкли пользоваться такими услугами, а сектор состоятельных клиентов закрывают консьерж-службы банков или внутренние корпоративные службы), и, боюсь, подобный расклад будет сохраняться еще долго», — заключает эксперт. Скорость доставки в современных условиях, безусловно, очень веское конкурентное преимущество, но недостаточное для успешного развития бизнеса. Исключительно важными и требующими внимания остаются вопросы работы с клиентами (call-центр, клиентская служба). Ведь для клиента существенно не то, сколько времени потратит на доставку курьер, а то, сколько пройдет с момента его заказа до доставки. «Так, я недавно заказывала себе товар по Интернету, на сайте значилось «доставка в день заявки» плюс офис компании находился недалеко от меня. Я ожидала быструю доставку. Но оператор интернет-магазина обнаружил мой заказ лишь через 5(!) часов после его размещения, и в этот день доставка была уже невозможна. Вот тебе и скорость курьера!» — приводит пример партнер Retail Training Group Елена Комкова. Генеральный директор «Сити-экспресс» Алексей Кичатов также весьма критично отнесся к маркетинговому ходу конкурентов. «Небольшая курьерская компания, использующая стандартные способы доставки. Все остальное — маркетинг. Делают акцент на супертехнологии, которые используют в работе все, и давно, — резюмирует эксперт.

Со скутера — на трицикл

Динамика заказов в Quickfrog в 2011 году

июль

2823

август

2981

сентябрь

3562

октябрь

3501

ноябрь

3844

декабрь

3620

Несмотря на критику в свой адрес, учредители Quickfrog оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса. В конце декабря прошлого года они решили очередную проблему — курьеров на зимнее время пересадили со скутеров на трициклы с крышей. Трицикл — это трехколесный скутер с крышей, который, в отличие от обычных скутеров, можно эксплуатировать в зимний период. Благодаря этому Quickfrog даже в холодное время года обеспечивает своим партнерам скоростную доставку товаров и грузов за 59 минут с момента заказа. Трициклы давно и с успехом используются крупными международными логистическими компаниями, например United Parcel Service (UPS). Инвестиции в проект на его старте составили 250 000 руб. Стоимость полного запуска проекта — около 3 млн руб. По расчетам компании, срок окупаемости трицикла — 6-7 месяцев. «В течение месяца мы будем тестировать трицикл совместно со своими партнерами — Yota, Skylink, Just5 и пр. В случае успешного прохождения испытательного срока мы планируем не только полноценно запустить проект во всех городах, где есть представительства Quickfrog, но и стать российским дилером по продаже и обслуживанию данного вида трициклов», — рассказывает Александр Бортенев. Предварительная договоренность об этом с китайскими партнерами уже имеется. «На рынке существует жесткая конкуренция, для развития нужны серьезные финансовые инвестиции. По данным kommersant.ru, за два года обороты Quickfrog выросли с 20 млн руб. до 70 млн руб., но получить прибыль не удалось», — констатирует Алексей Кичатов. «Основной проблемой компании является прибыльность, — подтверждает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. — Для увеличения прибыльности Quickfrog планирует отрыть интернет-магазин. Однако это является уже другим бизнесом, где высока конкуренция. Поэтому нет гарантий, что компании удастся успешно заниматься интернет-торговлей и основным бизнесом». «Стратегический риск, на мой взгляд, связан с тем, что высока зависимость от компаний-партнеров, а их у Quickfrog уже целый пул, и во многом их прибыль зависит от потребительской активности, которая, разумеется, не всегда находится на одном уровне», — заключает Богдан Зыков.

В Top-100 Forbes

Расходы на пробки

Год

Расходы*(млрд руб)

Простой в пробках**

2011 г.

101

2010 г.

38

2009 г.

51

1 ч. 37 мин.

2008 г.

108

1 ч. 26 мин.

2007 г.

56

1 ч. 8 мин.

* Расходы столичных властей на строительство и ремонт дорог

** Средняя продолжительность московской пробки, по данным «Яндекса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *