Быстро умереть?

Марк Рейнолдс Хьюз, основатель и глава знаменитой Herbalife International, утром 21 мая года был найден мертвым в своем роскошном поместье в Малибу. Он скончался во сне; на теле главного пропагандиста и потребителя “чудо-продукта” для похудания не обнаружено признаков насильственной смерти.

Тело 44-летнего Хьюза обнаружили члены семьи покойного. Проведенное на следующий день вскрытие не помогло установить причину скоропостижной смерти. Медикам еще предстоит провести ряд анализов, однако сомневаться в естественных причинах кончины Хьюза пока нет оснований.

Реакцию сотрудников Herbalife и многотысячной армии распространителей продукции компании на известие о смерти Марка Хьюза можно описать одним словом: шок. Подавленность и растерянность в стане “гербалайфщиков” усугубляются тем, что ничто не предвещало скоропостижной кончины бизнесмена, находившегося в самом расцвете сил.

Последние дни жизни Хьюз провел дома с семьей. Символично, что за несколько дней до смерти он принял участие в праздновании дня рождения своей любимой 84-летней бабушки – той самой женщины, которая стала первым испытателем “Гербалайфа” и первым человеком, кому это средство, как утверждалось, помогло похудеть.

По уверениям близких, Хьюз находился в добром здравии и вполне оправился от пневмонии, которую подхватил во время недавней поездки в Японию. Правда, Хьюз страдал астмой, но, как заявил Майкл Розен, исполнительный вице-президент Herbalife International, нет причин предполагать, что смерть главы компании связана именно с этим заболеванием.

Руководители Herbalife International уже распространили официальное заявление, где помимо всего прочего упомянуто о том, что они хотят обнадежить сотрудников, распространителей, потребителей, акционеров и вендоров компании: Herbalife продолжит работать в духе традиций, завещанных ее основателем.

Но кто сможет заменить Хьюза у руля компании? Уже на следующий день после его кончины было объявлено, что временно исполнять обязанности президента и СЕО Herbalife будет главный операционный директор Кристофер Пэйр. На Хьюза он работал с 1985 года.

Однако окончательная кандидатура преемника Марка Хьюза, который все двадцать лет держал компанию под жестким личным контролем, остается под вопросом. “Этот человек был настоящим гуру, а не просто бизнесменом. Компании, подобные Herbalife, сталкиваются с огромным множеством проблем, когда гуру умирает или уходит в отставку”, – комментирует проблему профессор Уильям Крукстон, специалист по многоуровневому маркетингу.

Однако некоторые специалисты убеждены, что Herbalife сможет пережить смерть Хьюза без особых потерь. “В компании достаточно управленцев высшего звена, чтобы продолжать бизнес”, – полагает Скотт Ван Винкл, аналитик из бостонской фирмы Adams, Harkness & Hill.

Тем не менее в понедельник 22 мая, когда стало известно о смерти Хьюза, акции Herbalife International в индексе NASDAQ упали на 12%.

Последние годы вообще были не самыми удачными для Herbalife International. Доходы компании уменьшились, соответственно снизилась и стоимость ее акций. Этому отчасти поспособствовал экономический кризис 1998 года в России – ведь именно на наш рынок фирма несколько лет назад сделала ставку после падения продаж в западных странах.

Прошлой осенью Хьюз, не удовлетворенный ценой, которую предлагали за акции Herbalife International на фондовом рынке, объявил, что собирается выкупить все не принадлежащие ему акции компании. Предполагалось, что на всю операцию потребуется около $510 млн. Однако в апреле 2000 года глава Herbalife вынужден был признать, что не располагает средствами, достаточными для завершения сделки.

Марк Калифорнийский

Марк Хьюз родился 1 января 1956 года в Лос-Анджелесе. Отец ушел из семьи, когда Марку не было и года. Его мать вышла замуж второй раз и вместе с сыном переехала к новому мужу. Отношения с отчимом у Марка не складывались, он рос “трудным подростком” и учился в школе для “детей с проблемами”.

Когда Марк был еще в младших классах, его мать начала пробовать различные диеты и принимать огромное количество пилюль для похудания. Все это беспорядочное “оздоровление” привело к бессоннице, женщина пристрастилась к снотворному и однажды, приняв слишком большую дозу, уже не проснулась.

Эта смерть сформировала жизненный сценарий Хьюза-подростка. Согласно корпоративной легенде Herbalife International “эта трагедия пробудила в нем неистребимое желание отыскать такой продукт, который был бы полезен для здоровья и в то же время позволял снижать вес надежно и без страданий”.

Итак, потрясенный Марк задумался над проблемой рационального питания. По официальной версии, он “поработал в двух фирмах, которые выпускали диетические продукты для укрепления здоровья и снижения веса, предполагая, что именно здесь он нашел то, что искал. Но когда они распались, Марк понял, что единственный способ достичь заветной цели (то есть осчастливить людей) – это разработать свой собственный продукт и основать компанию для его распространения”.

В рекламном тексте опущено, что Марк некоторое время работал в центре по реабилитации наркоманов. И какой-то опыт работы в области практической психологии он из этой работы извлек.

Но вернемся к прерванной цитате. “Во время долгих поисков он познакомился с Ричардом Маркони – создателем и производителем продуктов питания – и поделился с ним мечтой создать свой продукт. Обнаружив, что их цели и интересы совпадают, они решили объединить усилия и работать вместе. После долгих исследований и экспериментальной проверки результатов на свет появились оригинальная программа для похудания Herbalife и сам новый продукт”.

Здесь возникает вопрос. Как мог прирожденный бизнесмен – пусть даже и в начале своего пути – не почувствовать сомнительность выбранных им для старта карьеры компаний? Если же Марк Хьюз лишь потом стал выдающимся бизнесменом, тогда почему именно он, не имеющий ни капитала, ни интеллектуального продукта, а не Маркони, промышленник, производящий спецпитание по заказам NASA, стал главой созданной компании? Кроется ли здесь какая-то тайна, которую Хьюз унес с собой в могилу?

Пирамида Хьюза

Обязан ли Марк Хьюз своим блестящим стартом продукту Ричарда Маркони? Нет. Он обязан этим только самому себе. Как любой гений (неважно, злой или добрый), Марк Хьюз умел предвидеть то, что для других было скрыто в дымке будущего.

Во второй половине семидесятых закончилась смена жизненных стереотипов в западном обществе. Люди больше не хотели “жить быстро и умирать молодыми”. На смену взвинченному хард-року пришли стиль “диско” и бодрящая аэробика. Дальновидные коммерсанты переналаживали поточные линии с выпуска “денима” и “платформ” на спортивный трикотаж и кроссовки. Гений Хьюз смотрел дальше, задумав покорить мир диетическим питанием, которое будет востребовано миллионами людей, вдруг озаботившимися собственным здоровьем.

Вторым фактором успеха его новой компании стал отказ от традиционных каналов сбыта в пользу так называемого многоуровневого маркетинга (MLM). В конце семидесятых этот метод уже был хорошо известен, но довели до совершенства его именно в Herbalife International.

Концепция сетевого маркетинга проста. Компания (или отдельный человек) подбирает ядро энтузиастов и обучает их особенностям бизнеса и продукта. После этого компания целиком зависит от того, как эти люди распространяют свой бизнес, то есть “рекрутируют” новых сотрудников-дистрибуторов. Компания обеспечивает каждому из них возможность построить собственную сеть путем привлечения к делу 4 – 5 дистрибуторов следующего уровня, и так до бесконечности. Внешне это напоминает одиозные пирамиды, но MLM принципиально отличается от них тем, что доход формируется от продажи реально произведенного товара.

По сравнению с затратами на обычную рекламу и маркетинг внедрение товара через сетевой маркетинг стоит гроши. Именно это обстоятельство стало решающим при выборе энергичным, но безденежным Марком Хьюзом стратегии своего бизнеса. Положив в основу своего дела концепцию сетевого маркетинга, Хьюз модифицировал ее. Главная движущая сила MLM – стимулирование труда – в Herbalife International достигла такой степени, что можно говорить о реальном “слиянии интересов работника и компании”.

“Команда президента”

Главным объектом своего внимания Хьюз сделал рядового дистрибутора. Именно он обеспечивает процветание “спонсору” (то есть человеку, рекрутировавшему его в бизнес) и всей цепочке выше него, вплоть до основателя и президента в одном лице. Уровни рекрутирования в Herbalife International называются “линиями”, а место, занимаемое в иерархии компании по мере карьерного роста – разными красивыми словами, самое заветное из которых – “команда президента”. Доход “членов команды” – сотни тысяч долларов в год.

Дистрибутор фирмы может получать доход только за счет трех уровней ниже. Это позволяет исключить почивание на лаврах после “подписывания под себя”, как говорят в фирме, нескольких способных рекрутеров. По мере повышения квалификации, то есть карьерного роста, сотрудник компании получает не только все больший процент от розницы и опта, но и бонусы. Марк Хьюз разработал действенную систему помощи более опытных сотрудников новичкам. Она состоит из различных “школ”, семинаров и ежегодных “саммитов”, проводимых самим президентом и основателем. Он явно стремился сделать бизнес своей компании не просто “народным”, а “всенародным”. И в России ему это почти удалось. В 1996 -1997 годах наша страна занимала второе после США место по объемам продаж “Гербалайфа”.

Сам Марк Хьюз был непревзойденным дистрибутором. За первые полгода работы он лично “подписал” в бизнес 189 человек.

Сначала будущий “император” вообще все делал сам: демонстрировал продукт, упаковывал его, вел бухгалтерию, проводил презентации и собрания дистрибуторов.

Весть о новом продукте стремительно распространялась. Каждый день и каждая новая презентация привлекали в бизнес все больше людей. Компания быстро разрасталась и сначала в 1982-м, а потом в 1984 году вынуждена была переезжать во все более вместительные офисы.

Правда, в 1985 году в Herbalife International случился кризис. Резко упали продажи, один за другим из фирмы начали уходить дистрибуторы, некоторые потребители продукта обратились в суд с исковыми заявлениями. В прессе появились первые публикации о мошенничестве компании и вреде продукта. Дело дошло до того, что Марк Хьюз был вызван на слушание в комиссию сената.

Сегодня ясно, что во многом тот кризис был вызван искусственно, а обвинения в адрес фирмы инспирировали крупные фармацевтические компании, доходы которых заметно упали, после того как Америка начала худеть по рецепту Хьюза.

В период кризиса проявились личные качества Марка. Он не поторопился свернуть дело и “смыться” с заработанными миллионами, а нанял дорогих адвокатов. Американская Фемида в конце концов признала правоту Хьюза. Herbalife International продолжала жить.

По миру

В конце 80-х, когда в делах компании наметился перелом к лучшему, Марк начал активно привлекать к работе социопсихологов и формировать так называемую философию бизнеса. Суть ее легко можно выразить в двух фразах: “Вам представился счастливый случай влиться в дружную и счастливую семью “Гербалайф” (это для тех, кто еще не там) и “Какое счастье, что мы с вами”.

Главный пропагандистский прием – “история успеха”. Строится она по простой схеме и должна быть понятна каждому: “проблема (избыточный вес, плохое здоровье) – встреча с “Гербалайф” – результат”.

Культ личности Марка Хьюза строился на двух факторах: личном обаянии и позитивной этической программе. Однако культ остается культом, и психологическое воздействие на толпу происходит по одним и тем же законам – независимо от добрых или злых намерений объекта культа.

В 1989 году началось триумфальное шествие идеологически вооруженной Herbalife International по миру. В 1991 году к сетевому маркетингу были подключены и первые дистрибуторы из России. В конце 90-х объем мировых продаж “Гербалайфа” колебался вокруг отметки $1,5 млрд в год. Компания разместила акции в NASDAQ.

Сейчас фирма выпускает собственные иллюстрированные журналы на всех основных языках мира и владеет собственным спутниковым телеканалом.

В последние годы компания Марка Хьюза резко расширила ассортимент. Через сеть распространялись не только пищевые добавки, но и косметика, парфюмерия, бижутерия, драгоценности, сувениры, галантерея, текстиль.

Самому Марку этот успех позволял вести расточительный образ жизни. И, надо признать, он мог себе это позволить: по данным Forbes, в 1996 году его зарплата вместе с премиальными составила $7,3 млн.

За дом в Малибу, который стал его последним пристанищем, Хьюз в свое время выложил около $25 млн. Утверждается, что это самые большие деньги, когда-либо заплаченные за дом в этом районе. До этого Хьюз проживал в особняке Grayhall в Беверли-Хиллз, приобретенном в 1992 году. Его рыночная стоимость составляла около $20 млн.

Незадолго до смерти Хьюз обнародовал свой новый план – построить еще одну шикарную виллу в средиземноморском стиле на территории Бенедикт Кэньон, чем вызвал огромное неудовольствие и даже противостояние со стороны потенциальных соседей. Тем не менее городской совет Лос-Анджелеса дал разрешение на строительство дома, которое должно было обойтись приблизительно в $50 млн и вестись на площади около 45 тыс. кв. футов. Если бы планы Хьюза осуществились, то вилла могла превзойти своими размерами президентский Белый дом, а по высоте – обогнать знаменитую вывеску Hollywood.

Наследниками Хьюза, скорее всего, станут его жена Дарси Лапье (кстати, бывшая супруга Жан-Клода Ван Дамма), родной сын Александер, двое приемных детей и отец Марка – Джек Рейнолдс. Пакет акций, принадлежавший покойному (более 50%), будет контролироваться тремя участниками семейного доверительного фонда, в который входят два высших должностных лица Herbalife International и отец Хьюза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: