В Калининграде прошла массовая акция протеста. Губернатор признан виновным. Вероятно, он уйдет в отставку, и это будет урок другим губернаторам

Многотысячный митинг был намечен в Калининграде на 30 января. Это была суббота, и утром губернатор Георгий Боос улетел в отпуск. У него собственный самолет, и он не привязан к расписанию местного аэропорта. Источник в Кремле утверждает, что губернатора вытащили из самолета по указанию Дмитрия Медведева. «Как только губернатор получил информацию, что на митинге много народу, он немедленно вернулся, — заступается за босса его помощница Светлана Оболенцева. — Хотя кому какое дело! Каждый имеет право на отдых в субботу».
Десятитысячные митинги в сегодняшней России — большая редкость. Поводом и основной темой демонстрации в Калининграде стал транспортный налог, но, как это часто бывает на крупных митингах, он сразу стал политическим — демонстранты даже требовали отставки Владимира Путина. В Москве к этим событиям отнеслись серьезно: в Калининград полетели прокуроры, чиновники и депутаты, а всю ответственность решено возложить на Георгия Бооса. В его отношении, говорят источники в президентской администрации, будут сделаны выводы. Если они действительно будут сделаны, остальные губернаторы получат четкий сигнал, что, несмотря на объявленную мягкую линию, действовать надо жестко.

ЯНТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В Калининградской области на миллион населения — триста тысяч автомобилей, то есть машина есть у каждого третьего. Так что, когда губернатор Боос в ноябре прошлого года повысил транспортный налог, собрать людей на митинг было делом техники, говорят организаторы. Первый митинг прошел в декабре — собрались примерно 6000 человек. Чисто социальная демонстрация, конкретные требования, никакой политики — Кремль не стал обращать внимания.
Политики тогда действительно не было. Просто калининградское правительство тогда слишком поторопилось. Теперь оно кивает на часовые пояса. 13 ноября Дума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, предписывающие удвоить ставку транспортного налога. Это был вечер пятницы. Но у Калининграда с Москвой час разницы, и за этот лишний час рабочего времени, вспоминает Александра Смирнова, областной министр экономики, руководство успело собрать местную думу и, «следуя указаниям из центра», повысить региональные ставки транспортного налога. Цена вопроса — 180 млн рублей, или 2% областного бюджета. Пустяки, но область их терять не хотела — хотела, наоборот, хорошо выглядеть в глазах Минфина. «Мы единственные успели, — рассказывает Смирнова. — Кто же знал, что за выходные в Москве передумают».
В понедельник в Москве отыграли назад. Знай местные депутаты, что повышение транспортного налога будет добровольным, а не обязательным — на усмотрение регионов, — пошли бы в ту злополучную пятницу домой, и делу конец. Накануне второго митинга губернатор Боос частично вернул транспортный налог на место, но было поздно.
«Это местный Лех Валенса», — рекомендует лидера калининградской оппозиции Константина Дорошка, сопредседателя общественной организации «Справедливость», оппозиционер из Москвы Илья Яшин. Дорошку 40 лет, и у него вполне трудовая биография. Окончил местное ПТУ — «хабзайку», в 15 лет стал телемастером, в начале 90-х открыл собственную телемастерскую. Через два года мастерскую закрыл и стал гонять в Калининград импортные автомобили — это вообще был тогда у калининградцев основной бизнес. С 2008 года бизнес стух — правительство повысило таможенные пошлины на подержанные иномарки.
«Погода была ужасная, администрация занималась контрпропагандой, но люди аккуратно сели в автобусы и приехали», — рассказывает главный редактор оппозиционной газеты «Дворник» Алексей Шабунин. Из динамиков звучал, естественно, Виктор Цой: «Мы ждем перемен». Собралось 10 000 человек, по некоторым оценкам — 12 000.
Дорошок уверен: если бы было солнечно, пришли бы тысяч тридцать. Своим главным достижением в оргкомитете митинга считают слаженную позицию — коммунисты, либерал-демократы и яблочники забыли о межпартийных распрях и сели за стол переговоров. Прилетели московские оппозиционеры Борис Немцов и Илья Яшин. Толпа слушала их с восторгом. От транспортного налога, тарифов ЖКХ и цен на медицинские услуги быстро перешли к требованиям отправить в отставку Бооса, а затем и Владимира Путина. Само собой родилось выражение «янтарная революция». В Москве не могли не испугаться.

НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА

Калининград — анклав, климат мягкий, вокруг Европа, трудно найти жителя, который не побывал бы в Германии, Польше или на худой конец Литве, и нравы в бывшей Восточной Пруссии, несмотря на обилие военных, всегда были вполне свободные. Политическая реформа 2000-х — объединение и сокращение партий, отказ от выборов губернаторов — тут шла со скрипом. А на заседания областной думы желающих пускали свободно, как в британский парламент.
Тем не менее Боос, после того как его поставили, до поры до времени был вполне популярен — людям нравилось, как он сокращал штат областного правительства и вообще госслужащих. Министр экономики Александра Смирнова с гордостью напоминает, что в ее ведомстве 30 человек, хотя в таком же министерстве в любой соседней области не менее 100 сотрудников. Москва тоже ему помогала. Когда Боос законфликтовал с мэром Калининграда Юрием Савенко, его в 2007 году просто отправили в Москву.
Постепенно картина поменялась: Бооса стали обвинять в том, что он мучает проверками предпринимателей, что он игнорирует общественное мнение и полностью контролирует телевидение. «У губернатора есть собственная телепрограмма “Позиция”, — рассказывает Шабунин. — И он в телеэфире отвечает на вопросы жителей города. Только вопросы ненастоящие, их пишут редакторы, тщательно фильтруя темы».
На митинге Боосу пеняли дороговизной коммунальных услуг и медицины: в городе закрываются больницы, а губернатор думает о строительстве трассы «Формулы-1». Оппозиция все чаще обвиняет его в лоббировании интересов московского бизнеса. В итоге нарастающий скепсис в отношении губернатора ослабил и без того некрепкие позиции партии.
В областной думе у «Единой России» большинство, Георгий Боос тоже ее представитель, и в глазах калининградцев повышение транспортного налога — конкретная вина партии. Рейтинг партии стал стремительно падать. Для Кремля и партийной верхушки это сама по себе уже головная боль — через месяц мартовская волна выборов, в области будут переизбирать много муниципалитетов, а протестные настроения растут.
После визита депутатов из Москвы по области поползли слухи, что «Единая Россия» готова принести в жертву главу местной партийной организации и спикера местной думы Сергея Булычева. Московские кураторы, по словам очевидца одной из встреч с местными чиновниками и депутатами, были недовольны тем, как вели себя калининградцы. «Вместо того чтобы посыпать голову пеплом, они принялись отчитываться о достижениях, — рассказывает очевидец, — и еще говорить о том, что митинг подготовила мировая закулиса. Какая закулиса? Они в зеркало на себя смотрели?»
Кремлевские чиновники про закулису не говорят ни слова. Они обвиняют конкретно Бооса: в непоследовательности (сначала повысили налог, потом отменили свое решение), и в том, что губернатору не хватило политического чутья предугадать последствия принимаемых им решений. Боос не справился с антикризисным управлением регионом, говорит политолог Александр Кынев. К тому же Боос вел себя неверно с бюрократической точки зрения — улетел в отпуск вместо того, чтобы решать вопросы. «Отпуск вкупе с Немцовым может стать для Бооса роковым», — говорит кремлевский источник.
«Имидж эффективного губернатора серьезно подточен, — продолжает Александр Кынев. — Когда против тебя выходит митинговать каждый тридцатый житель города, трудно доказать, что это случайность». Источник в Кремле уверен, что в сентябре — как раз перед мощной и политически важной волной региональных выборов — Боос не будет переназначен на следующий срок. Это будет наказание ему и урок другим.
Судьба Бооса и вообще последствия калининградского митинга станут для губернаторов важным ориентиром. Сейчас им трудно. С одной стороны, они видят, что Кремль — вполне сознательно — слегка ослабляет хватку. Не так давно их всех собрали в Москве на заседание Госсовета, посвященное партийной системе. Шел разговор о либерализации партийной жизни в регионах. Тот же губернатор Боос выступал с основным докладом. Звучали даже довольно резкие вещи. С другой стороны, под занавес, внезапно — нарушив сценарий встречи — взял слово Владимир Путин. Он четко дал всем понять, что никаких послаблений не будет. Этого губернаторы тоже не могли не заметить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *