Ни для кого не секрет, что проводить официально процедуру сокращения штата или численности не любит ни один работодатель. И не столько из-за моральных угрызений и психологического дискомфорта, сколько из-за того, что процедура, предусмотренная законом, хлопотна и затратна.

И каждый работодатель при этом понимает, что риск восстановления на работе при увольнении по сокращению достаточно велик, а в последние два года очень велик, что связано с ужесточением требований законодательства. Поэтому, чтобы не ввязываться в сложную процедуру, которая в принципе и не гарантирует дальнейшего спокойствия работодателю, многие работодатели пытаются заменить ее на стандартное «бесконфликтное» увольнение – по собственному желанию или по соглашению сторон.

Казалось бы, договорись с работниками об увольнении по этим стандартным основаниям и спи спокойно, но не все так просто. Контролирующие органы, как им иполагается, контролируют то, как работодатель расстается с персоналом, через формы статистики. Эту информацию подтвердили ина Неделе российского бизнеса, проводимой РСПП, представители Министерства труда.

Каким образом осуществляется контроль? Каждый работодатель ежеквартально заполняет статистическую форму о неполной занятости №П-4 (НЗ), в которой, кроме сведений о том, сколько работников работают в компании в формате неполной занятости, сколько работников использовали отпуска без сохранения заработной платы, сколько работников находятся в простое и др., указывается и информация по трем основаниям прекращения трудового договора: 1) сколько работников было уволено по сокращению численности и штата, 2) сколько работников было уволено по соглашению сторон и 3) сколько работников было уволено по собственному желанию.

Что же дает эта информация контролирующим органам? С учетом того, что эту статистическую форму работодатели заполняют последние три года, в органах статистики сформированы средние показатели по каждому из указанных оснований для увольнения в конкретной организации, и, если данный показатель в очередном отчете вдруг скакнет, это может стать причиной для проведения контрольных мероприятий у этого работодателя. Например, в организации с численностью тысяча человек по ранее представленным статистическим отчетам показатель был следующий: по сокращению численности или штата в квартал увольнялись пять человек, по соглашению сторон – десять, по собственному желанию – двадцать. Итут вдруг в период кризиса показатель увольнения по соглашению сторон составил сто человек и по собственному желанию – двести. Чем не повод сходить и проверить, что происходит в этой компании, почему вдруг в кризис работники именно этой организации захотели попытать счастья в другом месте. Вот так-то!

И обратите внимание, такие популярные механизмы, как отправка работников в отпуск без сохранения заработной платы во время финансовых проблем, тоже являются индикаторами для инспекционных органов.

Поэтому даже к таким непримечательным вещам, как статистические формы отчетности, надо относиться очень аккуратно, понимая, что форма, которую вбольшинстве компаний заполняет бухгалтер, не особенно задумываясь, для чего этисведения государству, способна принести значительные проблемы. Аработодатель будет думать, что это работники пожаловались в инспекцию труда или в прокуратуру.

Особенно сейчас, в период кризиса, никому лишнее внимание со стороны контролирующих органов не нужно. Помните: «большой брат» следит за нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *