Футболисты, фанаты, пресса, общественность – все требуют ввести видеоповторы в футболе. Но президент ФИФА Зепп Блаттер стоит на своем

 

ВАСИЛИЙ КОНОВ

 

С ходу и не вспомнишь, на каком еще крупном футбольном турнире за последние годы было столько судейских скандалов. В ЮАР больше говорят об арбитрах и их ошибках, нежели собственно об игре. Апофеозом стали две подряд результативные ошибки в матчах 1/8 финала, когда уругвайский рефери Ларрионда не засчитал чистый гол англичанина Лэмпарда в ворота сборной Германии, а итальянец Розетти, напротив, засчитал гол аргентинца Тевеса, забитый Мексике из метрового офсайда.

Президент ФИФА Зепп Блаттер всегда выступал категорически против введения видеоповторов и прочих технологических новшеств, которые бы помогали судьям, работающим на матчах. И с каждым новым матчем в Южной Африке у него все меньше аргументов.

По официальной информации, на подготовку судей к чемпионату мира было потрачено $40 млн. $40 млн на то, чтобы 29 арбитров и 58 их помощников приехали в ЮАР и помогли футболистам выявить сильнейших на планете. В итоге матчи судят арбитры из Мали или с Сейшельских островов, которым в России с большой долей вероятности не доверили бы даже матчи первого дивизиона, не говоря уже о Премьер-лиге!

ФИФА, которая старается работать на развитие и популяризацию футбола во всем мире, сама роет себе могилу. Сразу после скандальных эпизодов в матчах Англия–Германия и Аргентина–Мексика Блаттер принес официальные извинения. Он, в частности, заявил: «Я сожалею, что такое произошло. Судьи допустили очевидные ошибки, но это не конец футбола. Такое случается. Я принес свои извинения английской и мексиканской федерациям футбола».

Потом были отстранены от судейства бригады Ларрионды и Розетти. Чуть раньше отправили домой малийского арбитра Кулибали, который украл у американцев забитый в ворота Словении за пять минут до конца матча чистейший гол, а вместе с ним и победу. В этом случае вообще никто не понял, по какой причине Кулибали отменил взятие ворот. Боковой отмашки не давал, вне игры не было, нарушений правил тоже. Сам Кулибали также не смог объясниться.

Возможно, ошибки Ларрионды при голе Лэмпарда тоже можно было избежать, накажи ФИФА уругвайца сразу после встречи Австралия–Сербия, когда арбитр не дал верный пенальти в ворота австралийцев в концовке встречи. Тогда Кэхилл сыграл в своей штрафной рукой, но находившийся рядом Ларрионда показал, что можно играть. А с забитым пенальти сербы могли выйти в плей-офф.

Страсти накалялись от матча к матчу. После того как в матче Мексика–Аргентина офсайд Тевеса на SoccerCity увидели все—зрители, футболисты, судьи—и уже начиналась потасовка, ФИФА просто запретила повторы на установленных на стадионах больших экранах. На официальном сайте ассоциации в традиционных обзорах игр взяли и вырезали тот самый удар Лэмпарда и не показали повтор гола Тевеса.

Мировая пресса пестрила после этого цитатами лучших футболистов планеты. Все говорили одно и то же: введите наконец видеоповторы. Общее мнение выразил Алан Ширер, один из лучших нападающих в истории английского футбола: «Введения видеоповторов в футболе хотят все бывшие профессиональные игроки, суперзвезды, болельщики. Не хочет этого только один человек. Ну скажите, не могут же ошибаться все?!» Пеле вспоминает, что в минувшем сезоне ФИФА успешно опробовала вариант с пятью арбитрами в поле, когда двое располагаются за воротами, как в хоккее, специально для того, чтобы отслеживать спорные ситуации с пересечением мячом линии ворот. Действительно, не хотите идти в ногу со временем и применять высокие технологии—можно же по старинке.

Теперь головная боль Блаттеру обеспечена аж до середины июля. 21 и 22 июля в Кардиффе пройдет конгресс ФИФА, на котором вновь будет поднят вопрос введения видеоповторов для определения взятия ворот. Блаттер к этому готов. Он уже заявил: «Мы вернемся на конгрессе к этому вопросу, но исключительно с точки зрения—пересек мяч линию или нет».

Главный аргумент президента ФИФА заключается в том, что футбол—игра динамичная и любые остановки в ней исключены. А видеоповторы требуют времени, и это убьет футбол. Во время общения с ведущими футболистами мира на вопрос Джона Терри, игрока лондонского «Челси» и сборной Англии, когда же уже введут видеоповторы или систему Hawk-Eye, прекрасно работающую в теннисе, президент отвечает, что это не нужно, система себя не оправдывает и это было доказано во время эксперимента в третьем английском дивизионе. Тогда ворота были оборудованы семью дополнительными камерами, результата нужно было ждать пять секунд и точной картины происходящего это не давало.

Естественно, в Hawk-Eyeмолчать не стали и тут же выпустили открытое письмо. Произошло это 22 сентября прошлого года. Блаттеру мягко указали на то, что он не владеет информацией: эксперимент никогда не проводился в третьем английском дивизионе, а проходил в матчах английской Премьер-лиги в играх клуба «Рединг». Дальше больше—камер не семь, а шесть. И на то, чтобы увидеть, побывал мяч в воротах или нет, уходит не пять секунд, а полсекунды! И более того, даже смотреть ничего не надо: если мяч пересек линию ворот, у судьи в наушнике звучит звуковой сигнал. Сразу после этого письма любые эксперименты с этой системой на всех матчах под эгидой ФИФА и УЕФА были запрещены.

При этом с бюрократической точки зрения Блаттер чувствует себя достаточно уверенно, даже перед перевыборами президента ФИФА. Ему обеспечена поддержка африканских федераций (за чемпионат мира в ЮАР) и американской (за предстоящий чемпионат мира в Бразилии). Можно заручиться поддержкой России, претендующей на право проведения чемпионата в 2018 году, и друзей России. Оснований опасаться за свое кресло сегодня у Блаттера нет.

Проблемы только с футболистами. Всемирная федерация профессиональных футболистов открыто потребовала введения современных технологий в футболе. Секретарь технического комитета федерации Тийс Туммерс на официальном сайте организации выступил с обращением: «Нет ни одного стоящего аргумента против использования технологий, которые могут помочь определить взятие ворот. Технологии не подрывают авторитет судей, а только помогают им». На что решится Блаттер в итоге—большой вопрос.

 

Глаз да глаз

Система электронной страховки судейства уже введена практически во всех массовых видах спорта 

Видеоповторы сегодня используются в хоккее, баскетболе, теннисе, спортивной гимнастике, крикете, фехтовании, регби и пр. Начиналось все с легкой атлетики – сложно себе представить более зависимый от новых технологий вид спорта. Без них невозможно определить, был ли заступ в прыжке. Фотофиниш – тот же видеоповтор, только со стоп-кадром.

В баскетболе толчком для появления видеоповторов на постоянной основе послужил скандал в НБА в сезоне 2001 года. В первом раунде плей-офф Реджи Миллер из «Индианы» одновременно с сиреной точным трехочковым броском сравнял счет в матче против «Нью-Джерси». Судья ошибся, что и показал видеоповтор. Затем последовал скандал в матче «Шарлотт»–«Орландо», и на руководство НБА посыпались жалобы и угрозы судебных разбирательств.

Было решено, что легче и дешевле дать судьям возможность при крайней необходимости применять видеоповторы, чем таскаться по судам. Вопрос был решен быстро и четко. Был принят регламент, позволявший судьям прибегать к видеоповторам в трех конкретных случаях: спорная ситуация при фоле на сопернике (уже практически не используется), заступ за трехочковую зону и сирена. Решение было принято в 2002 году, а активно использовать видеоповторы в НБА стали в сезоне 2008–2009.

В 1992 году впервые в НХЛ судья прибегнул к помощи телевидения, чтобы определить был ли гол после броска Сергея Федорова в матче розыгрыша Кубка Стэнли «Детройт»–«Миннесота». Шайба была засчитана, и «Детройт» победил 1:0. Активно же систему видеоповторов в хоккее стали использовать на рубеже нулевых. Борьбы вокруг того, надо вводить повторы или нет, не было. Ситуация была предельно ясной: к просмотру можно прибегать лишь в одном случае – чтобы узнать пересекла шайба линию или нет.

В теннисе система Hawk-Eye, моделирующая полет мяча, была введена в 2006 году. Теннисистам дали право требовать повторы, если у них возникали сомнения, попал мяч или нет. Количество «попыток» ограничили, чтобы спортсмен не злоупотреблял этим правом. Звезды тенниса сначала возражали, понятно почему: при прочих равных судьи скорее ошибались в их пользу. Hawk-Eyeбыстро продемонстрировала, что судьи ошибаются очень часто. Впрочем, повсеместно система не внедрена до сих пор: на грунтовом покрытии мяч оставляет след, но множество кортов на других турнирах до сих пор не оборудованы электроникой.

В футболе видеоповторы под запретом, но можно вспомнить, что впервые к ним прибегли… в России! В 2003 году судья Валентин Иванов в Махачкале во время матча Кубка России «Анжи»–«Ростов» воспользовался камерой видеооператора и непосредственно на бровке посмотрел спорный эпизод. Тогда «Ростов» пострадал – его гол не был засчитан. Иванова же моментально отстранили от работы до завершения первого круга. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *