Единственная проблема: на таком форуме никто не может гарантировать, что попутчик будет адекватным и не начнет рассказывать о бренности всего сущего и необходимости уйти в монастырь, а водитель не окажется заядлым лихачом, да еще и лишенным прав. Мало кто готов на подобные эксперименты, поэтому практика подбирать попутчиков, которые оплатят часть расходов, у нас не очень развита. Совсем другое дело — Европа, где и цены на топливо значительно выше, да и у культуры автостопа многолетняя история. Стартовавший во Франции несколько лет назад проект BlaBlaCar имеет уже 8 млн активных пользователей. В начале июля проект привлек $100 млн инвестиций на развитие сервиса на новых территориях, в том числе в России и на Украине, а также на объединение действующих проектов в единую глобальную сеть. Помимо РФ, куда сервис BlaBlaCar пришел менее полугода назад, его основатели рассматривают в качестве возможных направлений экспансии другие страны СНГ, а также Турцию, Бразилию и Аргентину. «Если экстраполировать опыт Европы на Россию, то у сервиса есть шансы стать популярной услугой, но среди довольно узкой аудитории — это продвинутая молодежь, которая не боится искать новые способы передвижения и стремится оптимизировать свои траты во время путешествий, — поясняет операционный директор группы компаний «Независимость» Ренат Тюктеев. — Массового спроса услуга пока не найдет, для этого потребуется время, чтобы сервис стал узнаваемым среди пользователей. В интервале стартапа реакция у российских потенциальных пользователей будет весьма осторожной». Но руководитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко утверждает, что лишь за первые три месяца работы сервису удалось привлечь 250 000 новых пользователей, а к концу года их будет как минимум 1 млн.

Чтобы купить что-то ненужное…

Первое, на что обращаешь внимание, когда речь заходит о BlaBlaCar, — это название сервиса. Что-то до боли знакомое российскому уху есть в его звучании. «Один из ключевых параметров при выборе попутчика, который отображается на нашем сайте, — это «болтливость пользователя». Не секрет, что многие подвозят не из желания сэкономить, а потому, что им скучно в дороге», — поясняет Алексей Лазоренко. По его словам, до 5% пользователей нового в России сервиса — это владельцы иномарок премиум-класса, выставляющие минимальный ценник на поездку и в комментариях откровенно пишущие, что им просто скучно восемь часов ехать в одиночестве до того же Санкт-Петербурга.

В свое время Алексей Лазоренко был основателем аналогичного сервиса в России и на Украине, он назывался Podorozniki и недавно был объединен с BlaBlaCar. Подробности слияния и сумму, полученную за проект, Лазоренко не раскрывает. Эксперты говорят, что сервис Podorozniki был не очень перспективным: не хватало денег на развитие, да и пользователи не особо стремились платить за услуги. «Идея родилась не как бизнес-план, а как социальная инициатива, которая должна помочь водителям и пассажирам. Как-то я проезжал остановку общественного транспорта, где толпились люди, и подумал, что неплохо было бы создать такой сервис, который позволял бы брать попутчиков, но изначально отсеивал разного рода «таксистов», стремящихся заработать, и тех, кто руководствуется нехорошими намерениями», — вспоминает основатель Podorozniki. Он предложил идею друзьям, профессионально занимавшимся программированием. При этом сразу же возникла мысль, как можно монетизировать сервис: брать небольшой процент с оплаты «попутчиков». Примерно через год после того, как идея начала реализовываться, в середине 2011 г., Алексей Лазоренко решил презентовать свой сервис на тусовках таких же стартаперов. Он активно участвовал в конкурсах. Проект регулярно получал лестные отзывы и призы и даже был признан лучшей социальной инновацией Украины в 2011 г. Но собственных денег для развития было явно недостаточно. Тогда Алексей Лазоренко поехал в Москву на Startup Weekend, где вышел в финал и нашел стратегического инвестора — венчурный фонд Аркадия Морейниса, который вложил в стартап $100 000 в обмен на долю в компании. Денег хватило только на год. Зарплаты сотрудников и затраты на поддержание и развитие платформы «проели» весь бюджет. Несмотря на то, у компании уже была готова полноценная форма бронирования мест, позволявшая сделать сервис платным, она сознательно не использовалась, чтобы минимизировать барьеры для привлечения новых пользователей. Выручку приносили только корпоративные клиенты, среди которых были такие крупные заказчики как Крок и Ciklum. Но особых дивидентов стартап так и не начал приносить. К тому моменту пользователей было всего около 50 тыс. человек. В то время как у европейского конкурента — BlaВlacar цифра уже давно перевалила за 2 млн.

К началу 2013 г. перед командой Podorozniki встал вопрос о поиске нового инвестора. Все проект хвалили, но никто денег не давал. Так получилось, что наиболее активно стартапом интересовались иностранные инвесторы. Среди них был американский фонд Accel Partners (инвестировал в Facebook, Avito и др.), который, как оказалось, уже вложил в 2012 г. $10 млн в проект BlaBlaCar. Алексею Лазоренко посоветовали поехать в Париж и поговорить с основателями этого сервиса. Кроме того, у BlaBlaCar к тому моменту имелся опыт поглощения компаний в других странах, занимающихся аналогичным бизнесом. В 2012 г. французы выкупили итальянский проект PostoinAuto.it. Подробности переговоров Алексей Лазоренко не раскрывает, известно только, что в 2014 г. вся команда Podorozniki перешла на работу в российский офис BlaBlaCar. «Я ограничен условиями сделки, единственное, что могу сказать, — все остались очень довольны», — подчеркивает основатель Podorozniki, а ныне глава российско-украинского офиса BlaBlaCar Алексей Лазоренко.

Освоить $100 млн

Развитие самого сервиса BlaBlaCar шло по несколько иному пути, даже идея родилась не со стороны водителя, а со стороны пассажира. Фредерик Мазелла, один из основателей, когда еще был студентом, на Рождество возвращался из университета домой, на поезда и на автобусы билетов не было, и у него родилась гениальная идея — организовать сервис «попутчиков», которые компенсировали бы часть расходов на поездку. Для Европы идея оказалась крайне актуальной: цены на топливо там в разы превышают российские, и в день при дальних поездках человек может потратить на бензин и проезд по платным трассам несколько сотен евро. Каждый год количество пользователей сервиса удваивалось и на сегодняшний день, как уже было сказано, превышает 8 млн человек. Но вместо того чтобы заниматься монетизацией проекта, в BlaBlaCar решили сконцентрироваться на масштабной экспансии. Были куплены конкуренты в Италии, России и Польше. «У нас другие приоритеты. Мы получили $100 млн инвестиций для форсированного глобального роста. Поэтому у нас в приоритете не как можно быстрее начать зарабатывать на конкретном локальном рынке, а в первую очередь построение прочного фундамента для уже проверенных, зарекомендовавших себя и будущих схем монетизации», — поясняет Алексей Лазоренко. Поэтому компания сейчас нацелена в первую очередь на глобальную экспансию, и во многих странах, как и в России, сервис пока еще бесплатный. «Текущая стратегия приобретения региональных, более мелких структур такого рода абсолютно неправильна как с финансовой, так и со стратегической точки зрения. Это обусловлено тем, что компания выбрасывает средства на приобретение доли рынка, но по факту предприятие, не имеющее четкой стратегии позиционирования, приобретает такие же неразвитые компании-проекты без стабильной позиции», — рассуждает партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. «Скорее всего, в стратегическом плане политика агрессивной экспансии вполне оправданна. Для подобных проектов важны прежде всего эффект масштаба и глобальная география, формирующаяся благодаря сети, что позволяет создавать основные конкурентные преимущества универсальности. Грубо говоря, это возможность эффективно выстроить логистику дальней поездки любой сложности. В данной сфере такие решения выгоднее предложений системных профильных игроков», — высказывает свою точку зрения аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин.

Но основатели BlaBlaCar и их инвесторы непреклонны, взяв цель на создание глобального бизнеса в мировом масштабе. Они даже не исключают возможности выхода на рынок Поднебесной, но не в ближайшей перспективе. «Китайский рынок — вот где золотое дно либо полный провал проекта. Исходя из моего опыта, этот рынок крайне сложный, но по отдаче от социальных проектов в несколько раз опережает российский и европейский, вместе взятые, — отмечает Даниил Кириков. — Самое главное — не переоценить свои силы и детально поработать стратегию развития, кроме того, рассматривать его как единый рынок — самое большое заблуждение, необходимо как минимум разбить его на четыре части. Связано это с ментальностью каждого региона, а также с различием потребностей. Да и нужно понимать, что мы говорим о пятой части населения всего мира». Возможно, к борьбе за такой кусок даже со $100 млн инвестиций компания BlaBlaCar пока не готова.

Заплати налоги и езжай спокойно

Алексей Лазоренко в красках расписывает, какие высокие оценки получает его проект даже в среде чиновников. Он вспоминает совещание у мэра Москвы Сергея Собянина, лично отметившего сервис как социально значимый. «Нас рассматривали как инструмент, помогающий решить транспортные проблемы города Москвы», — говорит глава российского BlaBlaCar. В Европе стартап получил признание за вклад в сохранение экологии, так как он способствует уменьшению количества используемых автомобилей. Хотя есть одно «но»: де-факто BlaBlaCar позволяет водителям если не зарабатывать, то, по крайней мере, компенсировать часть расходов на поездку, то есть владелец автомобиля берет деньги за оказание услуги, а под каким «соусом» она подается, не так важно. Но это все-таки платная услуга, а значит, водитель должен заключать с пассажиром какой-то договор или выдавать чек в обмен на полученные деньги. В BlaBlaCar пытаются списать все на «дружескую помощь» попутчиков, но удастся ли то же самое доказать в налоговой инспекции или в случае ДТП с таким «перевозчиком» — большой вопрос. «В общем-то модель довольно неоднозначная. Формально такие взаимодействия клиентов подобных сервисов вполне можно интерпретировать как оказание платных услуг. При этом участники данных сделок, скорее всего, лицензиями и страховками, необходимыми для деятельности в сфере таксомоторных перевозок, не располагают», — отмечает Максим Клягин. Он не исключает, что могут возникнуть вопросы со стороны налоговых органов. Но на первый взгляд сделки между пользователями таких проектов по большому счету находятся все-таки вне правового поля, что может формировать определенные угрозы для масштабирования бизнеса. С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что собственно для интернет-сервисов это фактор, скорее, второстепенный, так как расчеты между пользователями не имеют к ним отношения и не затрагивают их механизмы работы и заработка. «Теоретически налоговые органы могут запросить у этой компании имеющуюся у нее информацию о тех сделках или договоренностях, которые были достигнуты между водителями и пассажирами посредством портала, для того, чтобы взимать в России налоги с доходов, получаемых водителями от перевозок», — резюмирует партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов.


Что такое BlaBlaCar

BlaBlaCar уже работает в 12 странах Европы, общее количество пользователей сервиса превышает 8 млн человек. Владелец автомобиля предлагает свободные места попутчикам за незначительное денежное вознаграждение с целью компенсации транспортных расходов на поездку. У путешественника появляется реальная альтернатива привычным видам транспорта — автобусу, поезду и самолету. За свои услуги сервис берет комиссию (не во всех странах) в размере 11% от того, что платят «попутчики».


Как работает BlaBlaCar

Зарегистрировавшись на сайте BlaBlaCar, нужно выбрать требуемый маршрут. Это может быть как поездка из Москвы в Санкт-Петербург, так и путешествие до Барселоны. Поиск по сайту выдает целый список автомобилистов, которые намерены выехать по указанному маршруту, и планируемое время отправления. Причем важными критериями выбора попутчика является его «разговорчивость», которая определяется по «шкале Бла-Бла» от 1 до 3. Также среди данных по автомобилю указывается, можно ли курить в нем, можно ли везти домашних животных и сколько места отведено под багаж. Самое главное — это цена. Некоторые указывают стоимость совместной поездки до того же Питера в 400 рублей, а есть и такие автомобилисты, компания которых обойдется почти в цену железнодорожного билета — около 2 тыс. рублей. Точно так же и с Барселоной. Только в прошлый четверг, когда я зарегистрировался на сайте, туда ехали четыре попутные машины. У трех водителей цена была до 4 тыс. А вот один просил за «свою компанию» почти 11 тыс. рублей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *