Если верить государственной пропаганде, «лихие 90-е» были в России мрачными и голодными. Но можно посмотреть на историю страны с другой стороны, и тогда это время покажется благодатным для креативных и инициативных людей. Именно тогда на свет появился бренд Dendy. Этот бизнес по продаже игровых приставок существовал менее пяти лет, но именно благодаря ему в России зародилась культура видеоигр

Компьютерторг

Своей недолгой, но победоносной историей игровая приставка Dendy обязана российской компании Steepler. Сейчас это название позабыто, но в середине 90-х ее гигантский логотип украшал Зубовскую площадь в Москве, а видеоролики регулярно крутили по центральному телевидению. Столь успешную фирму в начале 90-х создали Андрей Чеглаков, Максим Селиванов и Владислав Улендеев. Основатели компании мыслили инновационно, поэтому продвигали компьютерную технику. Если не помнишь, в ту эпоху в ходу еще было громоздкое слово ЭВМ (электронно-вычислительная машина), компьютер некоторые путали с калькулятором, а школьников учили информатике на выполненных в жанре кубизма устройствах под названием «Роботрон». Впрочем, для большинства россиян вершиной вычислительной техники по-прежнему оставались счеты. Именно это плачевное состояние общества позволило молодым предпринимателям разглядеть перспективы для компьютеризации: Steepler заключил контракт с Hewlett Packard и начал поставлять в Россию диковинные устройства вроде сканеров, принтеров и картриджей к ним. И хотя мало кто мог выговорить названия этих приборов и еще меньше народу понимало их назначение, «компьютерторг» оказался довольно прибыльным бизнесом. Steepler предлагал элитарный товар, практически предметы роскоши, которые могли себе позволить только самые состоятельные и продвинутые фирмы, однако таковых становилось все больше, и рост неторопливо, но шел. Но как только на массовый рынок вышла Dendy, Steepler автоматически оказался на передовом крае бизнеса.

Клон и слон

Поскольку ПК все еще были дороговаты, широкое распространение в мире получили приставки к телевизорам. Лидерами в этом направлении считались компании Sega и Nintendo. Оба названия ровным счетом ничего не говорили потребителям из экс-СССР, где только избранные знали о существовании отечественных игровых компьютеров Sinclair и Spectrum. Российская молодежь тогда ставила рекорды, играя в электронные игры на карманных устройствах типа «геймбоя» или очень примитивного PSP. Игрушки под названиями «Ну, погоди!» и «Веселый повар» стоили 23 рубля (единый проездной на месяц, для сравнения, обходился в 6 рублей) и содержали одну-единственную игру, связанную с ловлей падающих с полок предметов. В общей сложности советская промышленность предлагала аж четыре вида электронных игр.

Dendy_Junior_with_cart_and_joypads
В общем, геймерская ниша была свободной, и основатели Steepler  решили ее занять. Они думали было договориться с Sega или Nintendo и продавать их приставки так же, как комплектующие к Hewlett Packard, но их остановила цена: устройства от «фирмачей» стоили от $100 до $300. С учетом картриджей, продающихся отдельно, товар переходил в категорию «премиум» и был доступен далеко не каждой семье. Чтобы цена приставки не выходила за пределы разумных $80 (в российские деньги не переводим, потому что тогда была жуткая инфляция и цены исчислялись в бешеных тысячах), владельцы Steepler пошли другим путем: они нашли на Тайване фирму, которая могла собирать недорогие игровые приставки из китайских комплектующих по собственной технологии. «Собственной» – это, конечно, громко сказано. Фактически Dendy была аналогом приставки Famicom, более известной в США как Nintendo Entertainment System. Но слово «пиратский» тогда было не в ходу, а производители «эталона» возмущаться не стали, поскольку на тот момент их не очень интересовал российский рынок. Так Россия обзавелась собственным игровым брендом.

Маркетинговая политика Steepler в продвижении Dendy лишний раз заставляет помянуть добрым словом 90-е как времена абсурдного креатива. Название Dendy придумали сотрудники Steepler Павел Нефедов и Виктор Савюк. Никакой смысловой нагрузки оно не несло – просто хорошее, запоминающееся слово, значение которого, извини за каламбур, не имело никакого значения. Символом приставки – также по причинам, далеким от понимания,– стал приветливый слоненок в красной футболке и синей кепочке. Автор «талисмана» – художник-мультипликатор Иван Максимов, который всегда питал слабость к абсурдным сюжетам. Но нелепое сочетание слоненка и слова Dendy тогда казалось не более фантастичным, чем сама возможность играть в стрелялки через телевизор.

Играют все!

Игровая приставка Dendy, продажи которой начались в декабре 1992 года, быстро покорила рынок своей доступностью. После покупки гаджета пользователю не требовалось никаких дополнительных технических средств, да и навыков тоже – он просто подключал приставку через антенный вход телевизора. В комплектацию Dendy входили картридж с одной игрой и два джойстика, что способствовало развитию коллективизма – или конкурентных отношений в зависимости от сюжета. Хотя можно было играть и в одиночку. Кассеты, кстати, стоили довольно дорого (около $10), поэтому большим спросом пользовались сборники. При этом их покупка часто превращалась в лотерею, ибо производители любили писать названия содержимого иероглифами.


По нынешним меркам, графика Dendy-игр выглядит смешно, но геймерам того времени сравнивать 8-разрядный встроенный процессор было практически не с чем. Поэтому все азартно рубились в «Космические бои», бегали с угловатым Робокопом и играли в «Суперконтру». К слову, у Dendy была очень недурная линейка спортивных симуляторов – вполне динамичные хоккей и теннис, а компьютерный бильярд так и вообще прекрасно тренировал глазомер.
К некоторому удивлению поставщика, целевая аудитория игрушки не ограничивалась детьми 8–14 лет, как предполагалось. Позитивные пользовательские эмоции способствовали экономическому процветанию Steepler. Уже в 1993 году линейка приставок была расширена за счет новых моделей – Dendy Junior, Dendy Classic II и других. Друг от друга они отличались только внешне и по цене. Таким образом, менее чем за полгода объем продаж Dendy превысил полмиллиарда рублей, причем обороты росли более чем на 50% каждый месяц, а спрос порой опережал предложение. Компания открыла фирменные магазины в Москве – сперва на Пресне, затем на Кутузовском проспекте. В 1993 году оборот Steepler составил $40 млн. в год, а через год он уже был $140 млн., причем ровно половину принесли продажи Dendy. В начале 1994-го торговля приставками сосредоточилась в самостоятельной компании, а в планах у Steepler были переход на более качественные 16-разрядные процессоры, сотрудничество с Инкомбанком и официальные контракты с Sega и Nintendo.

Пираты и Дума

Но в 1996 году Steepler закрылся. Официальная продажа Dendy была навсегда прекращена. Главной причиной смерти бренда стал технический прогресс: за без малого пять лет триумфального шествия Dendy по России и странам СНГ персональный компьютер перестал быть диковинкой и первенство в борьбе за будущее геймерской индустрии перешло к нему. К тому же успехи Steepler и рост платежеспособности населения заставили конкурирующие фирмы обратить наконец внимание на российский рынок, где правили пираты. Nintendo, Sega и другие компании готовы были поставлять нам свою сопоставимую по цене и чуть превосходящую по техническим возможностям продукцию. Одновременно Dendy испытывал натиск со стороны еще более дешевых китайских аналогов. Повторив трюк Steepler, умельцы из Поднебесной наладили выпуск похожих устройств (они могли называться, например, Dandy) с совместимыми картриджами и наводнили ими вещевые рынки.


Эти уколы, впрочем не так сильно поколебали позиции Steepler. Главной ошибкой руководства стало стремление войти в крупный бизнес. Но в 1995 году упали цены на нефть, и нефтяники отказались от услуг Steepler, сорвав запланированные подписания договоров. Затем разорились два банка, в которых хранились деньги компании. Не помогло даже то, что Steepler выиграл тендер на автоматизацию Госдумы. Специалисты компании готовы были выполнить эту работу на хорошем профессиональном уровне, но столкнулись с противодействием неких «темных сил, близких к ФАПСИ» (Федеральное агентство правительственной связи и информации). В итоге фирма потеряла не только этот договор, но и многие другие контракты с государственными организациями, которым было рекомендовано отказаться от сотрудничества со Steepler. Это привело к быстрому разорению компании.
На всю жизнь основателям Steepler заработанных денег не хватило, но полученный опыт позволил им в дальнейшем проявить себя в разных областях.
Там, где еще остались вещевые рынки, до сих пор можно встретить картриджи от Dendy, а если повезет, то и саму приставку от загадочного китайского производителя и с сомнительным качеством. Но есть и менее экстремальный способ борьбы с ностальгией по геймерской юности: на сайте www.dendyemulator.ru можно тряхнуть стариной и поиграть в некоторые забытые игры 90-х.

16 комментариев

  1. самая лучшая игровая приставка.есть игры в которые я до сих пор играю бателдотс,дубль дракон.щас навернае уже не купишь такую приставку

  2. Для многих «детей СССР» это была мечта, которую родители не могли позволить себе купить. Вот и приходилось «клянчить» деньги у родителей и бежать либо в игровой салон, либо в магазин, и там играть в разные игры. На то время это было вроде современных Xbox 360, или PlayStation. Кто помнит те времена, тот меня поймёт.

  3. Легенда!!! А сколько детей мечтало о такой. Знаменитые «танчики», «супер Марио»
    ругань родителей — отключи её посадишь телевизор!

  4. Прикольная игра помню как сидела до ночи играя в марио. Я бы и сейчас не против поиграть в приставочку.

  5. Была в детстве такая чудо-штука Денди. Столько лет уже прошло, а до сих пор помнится какие эмоции были радостные, что у тебя есть такая приставка. Сейчас продают, но это уже не то, тех детских эмоций уже не испытать, да и дети сейчас более дорогими игрушками избалованы и на такие в магазине даже не посмотрят.

  6. Как интересно было прочитать статью об одних из лучших моментов в моей детской жизни!Да действительно игровая приставка DENDI хоть и не долга пробыла в популярности,но оставила след в нашем прошлом,что до сих пор хочется взять джостик и поиграть немного!

  7. Какая ностальгия по этим веселым и занимательным играм. Сколько вечеров проведено для прохождения игрушки и какой неподдельный интерес был,когда только появились новые возможности для отдыха . Где то до сих пор лежат джойстики,может найти и понастольгировать?

  8. Читаешь и реально вспоминаешь, как часами сидели у друга и играли. Тогда это было единственное развлечение такого рода. Современных людей этим не удивить, но тогда это был шедевр.

  9. Увидел статью и сразу нахлынули воспоминания из детства,как рубились целыми сутками с друзьями,как родители говорили долго не играй телевизор накроется.Как обменивались катриджами.Сразу захотелось стать ребенком)

  10. Как это давно было)))))У меня в детстве была такая приставка. Мы с братом часто брались кто что будет играть)))))Помню и родители тоже ее играли. Такую приставку я и сейчас бы поиграла))) Интересно такие приставки сейчас существуют или уже нет. Спасибо автору.Очень интересно было почитать и вспомнить детство .

  11. Да, застал уже конец этих времен, когда денди еще была популярна. Легендарная приставка не только для России, но и для всего мира. Не мог представить, что её произвели в России, действительно получается, что устройства для игр зародились у нас. Почему-то мы обращаем внимание только на плохие новости, а о таком факте даже не слышали!

  12. Очень хорошо помню это время, да конечно я был еще школьником, но вот игру Денди я вспоминаю с любовью, помню после школы мы шли к однокласснику что бы поиграть в эту игру, очень нравилась игра Танчики, потом на смену денди появлялись другие игры, была у меня Сега еще. А вообще все так описывают 90-е но это мое детство,и мне было так хорошо и весело, да многое не видели и не доедали, но это время для меня было самое счастливое в моей жизни, так как это время было Детство!

  13. Помню-помню! В детстве иметь приставку денди означало быть мега-крутым и супер популярным среди ровесников. К сожалению, у моих родителей не было возможности осчастливить меня такой крутотенью, но я особо не огорчалась. Можно было, например, чаще ходить друг к другу в гости типа «поиграть в денди», ну или к себе пригласить, короче, Денди была лишним поводом для знакомства с новыми людьми)

  14. Легендарный аппарат! Страшно подумать сколько бессонных ночей проводили дети девяностых за это приставкой. Тот, у кого она была сразу становился «общим другом» для всего двора. До сих пор помню, как обменивались кассетами, затирая их буквально до дыр, а сколько было переломано джостиков — это вообще отдельная история… В общем, с этим у многих связана куча приятных воспоминаний. Современным детям этого всего не понять.

  15. У меня до сих пор сега дома есть. Хотя не играл давно. Вот на картинку посмотрел, статью прочитал и вновь захаотел поиграть. Осталось только найти именно где лежит)

  16. У меня до сих пор сега дома есть. Хотя не играл давно. Вот на картинку посмотрел, статью прочитал и вновь захотел поиграть. Осталось только найти именно где лежит) В любом случае это уже стало частью нашей жизни, хоть сейчас и есть приставки в сто раз лучше. Всегда хочется вернуться в прошлое)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *