Максим Товкач

специально для runewsweek.ru

Любой уважающий себя режиссер должен хоть раз отметиться на полях Второй мировой войны. Это историческое событие настолько грандиозно, что практически каждый кинематографист найдет в нем повод сказать что-нибудь на интересующую его тему. Из относительно недавних фильмом можно вспомнить, например, «Говорящих с ветром» Джона Ву, «Чудо в Святой Анне» Спайка Ли, «Черную книгу» Поля Верхувена, дилогию Клинта Иствуда о взятии американскими войсками японских укреплений на острове Иводзима, а также «Валькирию» Брайана Сингера, рассказывающую о неудавшемся покушении на Гитлера. Последняя из упомянутых картин прежде других приходит на ум, когда в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино сюжет выруливает на заговор с целью уничтожить верхушку Третьего Рейха. Впрочем, у тарантиновского фильма есть и еще один, значительно менее известный предшественник. Это немецкая трагикомедия «Мой Фюрер» Дани Леви, носящая подзаголовок «самая правдивая правда об Адольфе Гитлере». Дело тут даже не в том, что в обоих фильмах Гитлер изображен этаким клоуном. Просто Тарантино снял свою и только свою «самую правдивую правду» о Второй мировой войне. И поэтому происходящее в его картине несколько отличается от известного нам с детства по школьным учебникам.

Премьера «Бесславных ублюдков» состоялась на прошедшем Каннском фестивале, где фильм участвовал в основной конкурсной программе и получил приз за лучшую мужскую роль, присужденный немецкому актеру Кристофу Вальцу. В широкий российский прокат картина выходит 20 августа. Причем, по воле прокатчиков в отечественных кинотеатрах можно будет увидеть сразу два ее варианта: полностью дублированный, рассчитанный на «брэдпиттовских фанатов» и частично дублированный, нацеленный на «продвинутых киноманов». Однако думаю, киноманы согласятся со мной, если я скажу, что лучше бы прокатчики вообще обошлись без дубляжа.

Кроме названных уже Брэда Питта (лейтенант Альдо Рэйн, командир отряда американских «ублюдков») и Кристофа Вальца (нацистский полковник Ганс Ланда по прозвищу «охотник за евреями») из актеров, снимавшихся в фильме, стоит упомянуть Дайану Крюгер (немецкая кинодива Бриджет фон Хаммерсмарк), Даниэля Брюля (Фредерик Золлер, рядовой Вермахта, ставший актером), Мелани Лоран (Шошанна Дрейфус, одна из жертв полковника Ланды), Тиля Швайгера (Хуго Стиглиц, немецкий перебежчик, примкнувший к «ублюдкам»), Майкла Фассбендера (лейтенант Архи Хикокс, английский шпион, а в мирное время кинокритик). Также назову имя актера, режиссера и сценариста Элая Рота, автора «Хостела», одного из самых известных хорроров последних лет. В «Бесславных ублюдках» Рот исполнил роль грозы нацистов Донни Доновица, прозванного врагами «жидом-медведем». Кроме того Элай Рот стал режиссером «фильма в фильме». Именно его Квентин Тарантино попросил снять эпизоды «Гордости нации», пропагандистской картины про героизм немецких солдат, кадры которой мы увидим в «Бесславных ублюдках». Наконец, упомяну имя комика Майка Майерса, чьим голосом говорит Шрек. В «Ублюдках» Майерс появляется в роли британского генерала Эда Фенеча.

Сюжет фильма рассказывает о группе американских солдат с лейтенантом Рэйном во главе, тайно засланных на территорию оккупированной немцами Франции. В составе отряда только американские евреи, и их главная цель – убивать нацистов, не взирая на средства и методы. За особую жестокость немцы и прозвали американцев «ублюдками». Однако только лишь партизанской войной деятельность подчиненных Рэйна не ограничивалась. Однажды им представился шанс уничтожить всё нацистское руководство, когда Геббельс решил устроить во Франции премьеру очередной своей пропагандистской агитки.

«Бесславные ублюдки» получились поистине тарантиновским фильмом – с пространными остроумными диалогами, взрывными сценами насилия, обильными киноманскими цитатами. Например, имя питтовского персонажа Альдо Рэйна отсылает нас сразу и к американскому актеру Альдо Рэю, и к Чарльзу Рэйну, персонажу фильма «Раскаты грома» Джона Флинна. Еще одной из характерных тарантиновских фишек является то, что «Бесславные ублюдки» разбиты на пять глав. Первые две из них служат как бы прологом к основному действию, разворачивающему в третьей, четвертой и пятой главах. Фильм, конечно, не идеален. Из его недостатков отмечу, пожалуй, несколько рыхлый сюжет и недостаточную проработку персонажей, что даже как-то странно, учитывая хронометраж «Бесславных ублюдков» – два с половиной часа. Квентин Тарантино слишком увлекается своим фирменным стилем и просто забывает свести концы с концами. Лучше всего получился главный злодей Ланда, так что Каннский приз был вполне заслуженным.

Полагаю также, что некоторые российские зрители останутся недовольны тем фактом, что в многоязычье тарантиновского фильма русская речь не прозвучит ни разу, если не считать дубляжа. Про СССР вообще никто не упомянет, как будто его и не было вовсе. Что и говорить, «Бесславные ублюдки» – это еще одна история о том, как американцы выиграли Вторую мировую войну. Особенность Тарантино лишь в том, что эту мысль он доводит до своего логического конца. Здесь и заключается его «самая правдивая правда».

Жанр:

драма

Страна:

Германия, США. Франция

Режиссер:

Квентин Тарантино

Сценарий:

Квентин Тарантино

В ролях:

Брэд Питт, Мелани Лоран, Кристоф Вальц, Элай Рот и др.

Премьера (мир):

29 мая 2009

Премьера (РФ):

20 августа 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *