Белый оптимизатор

Семь лет назад Игорь Ашманов создал практически с нуля теорию оптимизации для Рунета, а сейчас этим занимается почти каждое Интернет-агентство. Впрочем, его это не смущает — Ашманов “засветился” в таком количестве IT-проектов, что теперь хочет зарабатывать насобственном имени.


 


Основатель компании «Ашманов и партнеры» (АиП) на 100% соответствует поговорке: «широко известен в узких кругах». Все, кто имеет какое-либо отношение к интернет-бизнесу, знают Игоря Ашманова так же хорошо, как, например, Артемия Лебедева. В Рунете это фигура того же порядка. Ашманов успел поучаствовать в нескольких известных проектах, которые обычно покидал из-за разногласий с партнерами. В частности, он руководил разработкой системы проверки правописания «Орфо», возглавлял «Медиалингву», известную словарями «Мультилекс», и т. д. «Последней каплей» стал неудачный опыт работы в Rambler, который сподвиг на создание собственного бизнеса. Его компания разработала «Спамтест», который в 2005 году был продан «Лаборатории Касперского». Сейчас Ашманов, по его собственным словам, «женат на антивирусе», Наталье Касперской, и занимается разработкой технологических решений для других компаний и поисковой оптимизацией (search engine optimization или SEO). Этот термин обозначает процесс, в результате которого веб-сайт оказывается в первых строчках поиска по определенным ключевым словам.



Держаться корней
Интерес Ашманова к информационным технологиям неслучаен: «Я закончил мехмат – у меня бабушка там училась, отец и мать. Так что деваться, по сути, было некуда». В советское время выпускников мехмата распределяли в армию, КГБ, закрытые НИИ – «почтовые ящики» – или в академические институты. Последний вариант был самым желанным. Но чтобы попасть туда, институт должен был подать заявку на конкретного выпускника. Этот запрос вполне могли отклонить, потому что армия и КГБ заинтересованы в лучших специалистах. «Я был отличником, правда, без красного диплома – с одной тройкой по истории партии. К счастью, помог отец, который по блату организовал заявку от Вычислительного центра Академии наук (ВЦ АН), – вспоминает Ашманов. – Это был такой «рассадник» технологий. Женя Веселов, автор «Лексикона», сидел в соседней комнате. Игру «Тетрис» тоже делали рядом. Там же работала Ольга Дергунова, которая потом много лет являлась директором российского офиса Microsoft, рядом работал Аркадий Борковский, автор первого словаря по вычислительной технике и первого электронного словаря «Джинн» в России. Он сейчас занимает высокую должность в Yahoo!. Все бурлило». Некоторое время Ашманов занимался программами для решения экономических задач, но вскоре в отделе искусственного интеллекта под руководством Гермогена Поспелова появился очень креативный и энергичный аспирант Олег Григорьев. Он стал звать Ашманова в свой проект разработки системы общения на естественном языке в рамках грантов Госкомитета науки и технологий (ГКНТ). Уже через несколько месяцев выпускник мехмата возглавил этот проект. Команда занималась разработкой машинной морфологии русского языка. Примерно в то же время начали появляться первые кооперативы. Григорьев стал совладельцем фирмы «Информатик», которая получила крупный заказ на базу данных для госпредприятия. Заработанные деньги он и его партнеры решили вложить в систему проверки правописания для русского языка. Так Ашманов, несколько программистов и лингвистов ВЦ АН СССР фактически получили вторую зарплату за разработку системы «Орфо».



Зеленый свет греет не всех
Ашманов проработал в компании «Информатик» семь лет, до тех пор пока Григорьев не решил переехать вместе со всей командой в США. Он нашел в Штатах фирму, которой как раз требовалась поисковая машина и индексная система для текстового редактора. Ашманов должен был улететь в США в сентябре 1991 года. Но за три недели до отъезда он понял, что совершенно не хочет эмигрировать. Кроме того, пасынок Ашманова провалил экзамены на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, а жена забеременела.
В разгар путча, петляя между танками, большая часть сотрудников компании «Информатик» таки добралась до аэропорта и покинула страну. «Я остался, собрал новую команду и сделал еще одну версию программы, теперь уже под Windows – ту самую, которую мы в 1994 году продали Microsoft для встройки в Microsoft Word», – вспоминает Ашманов. Но потом между ним и руководством «Информатик» возникли разногласия. Он проработал в этой компании еще 4 месяца, написал и защитил кандидатскую диссертацию по компьютерной лингвистике, получил грант и ушел создавать систему машинного перевода в международный проект. Затем со знакомым организовал новую компанию «Медиалингва», чтобы делать машинные словари и переводчики. Но самое главное – Ашманов купил эксклюзивные права на электронные версии всех ключевых словарей, которые тогда существовали: «Я просто пришел в знаменитое издательство «Русский язык», познакомился там с Ириной Кайнарской и купил у них эксклюзивные права на электронную версию «Большого англо-русского словаря» и кучу других на разных языках. Причем по договору мы их сканировали, вычитывали и отдавали обратно, чтобы они могли их переиздавать». Для издательств этот договор был выгоден – они получали деньги, да еще и электронные версии словарей. Но из-за разногласий с партнером Ашманов ушел из «Медиалингвы», а вскоре его позвали в «Рамблер».



Оптимизируй это
О своем собственном бизнесе Игорь Ашманов задумался только во времена работы в компании «Рамблер», где несколько лет он возглавлял отдел разработки. В момент очередной перепродажи компании Игорь был назначен исполнительным директором. Из-за частой смены собственников поисковик начал терять свои позиции и проигрывать ближайшему конкуренту – «Яндексу». Кроме того, Ашманов не поддержал кандидатуру нового президента компании Антона Носика и уволился сразу после этого назначения. У будущего основателя АиП, по его собственным словам, осталось $2000 в кармане. Идей, как кормить семью и чем заниматься, не было. Поначалу ему поступали стандартные предложения: разобраться, почему в департаменте крупного системного интегратора обнаружили неудачный продукт, наладить бизнес, продажи и т.д. «Можно было смело выходить на работу с зарплатой в $6000 – 7000, что для 2002 года было заманчивым предложением. Имелся и другой вариант – начать свой собственный бизнес, – рассказывает Ашманов. – У компаний моих потенциальных работодателей была 10 – 12-летняя история. Застывшее за столько лет дерьмо пришлось бы ломом разбивать – связи, знакомства, старые взаимоотношения, конфликты, любимчики. Самое главное, было ясно: сейчас я построю им бизнес, а через два года мне скажут: «Спасибо, а теперь мы племянника назначим. Ты нам, конечно, помог, но мы бы и сами справились». Поэтому оставался только один вариант – создать новую компанию».
Так Ашманов начал заниматься консалтингом: «Меня попросили написать некий бизнес-план за хорошие деньги, $14 000 за месяц работы, тогда стало ясно, что без работы не останусь». Вскоре Игорь купил домен ashmanov.com, на заглавной странице которого написал: «Ашманов и партнеры, консалтинг и технологии». «С этого момента меня стали приглашать в ресторан старые знакомые, которые среагировали на волшебное слово «консалтинг». Оказывается, они давно хотели узнать, как продвигать свои сайты в поисковых системах, но спрашивать об этом исполнительного директора «Рамблера» им было неудобно. А теперь, когда я стал консультантом – почему бы и нет», – рассказывает Ашманов. Подобные заказы посыпались со всех сторон. Ашманову понадобилась надежная команда.



Первый партнер
Сейчас Андрей Иванов является партнером компании АиП, а в начале 2000-х годов он жил в Казани, где безуспешно пытался развивать проект собственной поисковой системы. Еще в 2000 году Иванов написал статью о том, как обманывать поисковые машины. Доказывая действенность своих методик, он «замусорил» все поисковики Рунета своей личной страничкой. Какие бы запросы ни набирали пользователи, первой оказывалась страничка Андрея Иванова с заголовком «наверняка это оно самое и есть». Он проанализировал 800 000 запросов Яндекса и создал в соответствии с ними собственные веб-страницы. У Ашманова просто не было шансов его не заметить. В 2001 году он пригласил Иванова на Российский интернет-форум в свою поисковую секцию делать доклад, но тот не приехал. «Тем не менее я все-таки выдернул его в Москву, оплатил дорогу и сказал: «Андрей, надо браться, видишь, люди готовы нести деньги», – вспоминает Ашманов. Так в его компании появился первый партнер.
Тогда на Западе уже существовало понятие поисковой оптимизации, но для России такого рода услуги никто не предоставлял. Вдвоем Ашманов и Иванов за пару дней написали глоссарий предметной области, основные понятия, формат отчета для клиента, список этапов работы, подписали первый контракт и запустили бизнес.
Ашманов рассказывает, что вначале очень нервничал, боялся, что не сможет без работы «на дядю»: «Я создал вокруг себя «скорлупу», защищающую меня от мира. И как только перестал бояться, принял решение действовать самостоятельно, на меня сразу хлынули заказы, люди, клиенты. Единственным ограничением был я сам». Ашманов сумел преодолеть свой страх. «Вскоре компания заключила серьезный консалтинговый контракт, появились деньги, и разрешился кадровый вопрос: «Рамблер» уволил всех людей, с которыми я когда-то работал. Это произошло в результате карьерной борьбы – те, кто остался в компании, хотели занять освободившиеся должности. В результате кто-то «нашептал» новым хозяевам, что «мои» люди нелояльны, – объясняет Ашманов. – Я с удовольствием взял их к себе, причем на зарплату в два раза меньше, но при этом пообещал: тот, кто проработает год, войдет в долю в компании». Ашманову были нужны не подчиненные, а партнеры, друзья, которые дали бы «обратную связь» его идеям.



Что в имени тебе твоем?
Ашманов оставил свою фамилию в названии компании не из гордости, а преследуя вполне коммерческие цели. Он уверен, что личный бренд сам себя «тащит» вперед. «Даже если просто «простоял» на рынке лет 5 – 7, становишься знаменитостью, даже если ничего специально для этого не делаешь, – считает Ашманов. – Людям очень нравятся личные бренды. Например, крупному заказчику приятно, когда он может лично с самим Ашмановым поговорить». Услуги, которые предоставляет АиП, заключаются в следующем: компания анализирует, какие ключевые слова для клиента являются самыми важными, и делает так, чтобы при поиске этих слов в Интернете сайт заказчика оказывался в первых строчках. Специалисты компании работают над повышением индекса цитирования сайта – важный параметр, на который обращают внимание поисковые роботы при выдаче результатов. Считается, что чем больше других сайтов ссылаются на этот веб-ресурс, тем выше его авторитетность в конкретной области. Повысить данный параметр можно при помощи обмена ссылками, размещения прайс-листов на бесплатной основе, размещения собственных статей на тематических ресурсах. Оптимизацию можно провести один раз, но конкуренты часто «роняют» сайт в рейтинге. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно анализировать деятельность соперников. Когда появилась контекстная реклама и текстовые баннеры, АиП стала помогать компаниям правильно составлять рекламные объявления в соответствии со списком самых частых запросов пользователей, а также оценивать эффективность кампании. По словам экспертов, такие услуги нужны любому интернет-ресурсу, конечно, если владелец хочет сделать из него бизнес-инструмент.
По подсчетам компании «Ашманов и партнеры», в 2007 году объем рынка оптимизации составил $100 млн, из них сегмент платных ссылок достиг $30 млн, а услуги оптимизации – $70 млн. Лидеров, которые бы занимали больше 50% рынка, сейчас нет. По собственным оценкам, АиП занимает 5% рынка. Ашманов уверен, что рынок огромный и будет расти в разы каждый год. «Обычно в сфере интернет-технологий Россия достигает примерно 2,5% от мировых масштабов. Это касается трафика, денег и пр. В прошлом году мировой рынок оптимизации был около $10 млрд, то есть нам еще далеко до «потолка», – объясняет свой оптимизм Ашманов. Его слова подтверждает исследование компании SEO-Matik, которая оценила рынок в $90 – 110 млн и предсказала ежегодный рост порядка 50% в течение ближайших 2 – 3 лет.
К тому же большая часть услуг на рынке поисковой оптимизации предоставляется компаниями, которые эту деятельность не афишируют или не считают основной. Эксперт-консультант «Финама» Леонид Делицын считает, что компаний, предоставляющих услуги оптимизации, очень много, а фрилансеров еще больше. Многие специалисты применяют не совсем законные методы «накрутки» посещаемости. В ближайшие 5 лет, как прогнозируют аналитики, рынок стабилизируется и станет более прозрачным. По словам Делицына, сейчас крупнейшие игроки рынка – это АиП и «Росбизнессистемы» (РБС). «При этом первая более технологическая, а РБС более маркетинговая. У этих компаний до 300 постоянных клиентов, бюджеты в среднем $2000 в месяц. Соответственно оборот таких компаний около $2,5 млн в год. Существуют также «черные» оптимизаторы, о которых ходят легенды, что их обороты  достигают десятков миллионов долларов, но я о них не знаю», – говорит эксперт.


ЧТО ТАКОЕ «АШМАНОВ И ПАРТНЕРЫ»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2001 СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: аудит и оптимизация интернет-проектов ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: не раскрываются ОСНОВНОЙ ВЛАДЕЛЕЦ: Игорь Ашманов


РЕЗЮМЕ ИГОРЯ АШМАНОВА
ГОД РОЖДЕНИЯ: 1962 ОБРАЗОВАНИЕ: 1978 – 1983: мехмат МГУ, кафедра высшей алгебры ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: 2001 – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: ЗАО «Ашманов и партнеры», генеральный директор; ЗАО «Поисковые технологии», генеральный директор 1999 – 2001: ОАО «Рамблер Интернет Холдинг», директор по технологиям, исполнительный директор 1995 – 1999: ЗАО «Медиалингва», генеральный директор, партнер 1995: компания «ИСТ», начальник отдела 1991 – 1994: ЗАО «Информатик», руководитель отдела разработок 1987 – 1991: ЗАО «Информатик», руководитель лингвистического отдела 1985 – 1987:  Вычислительный центр АН СССР (РФ), научный сотрудник отдела искусственного интеллекта 1983 – 1985: Вычислительный центр АН СССР, стажер-исследователь отдела искусственного интеллекта СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает троих детей


 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: