Когда с «легкой руки» Владимира Путина заговорили, что Турция нанесла России удар в спину, все запричитали: как же так, наш стратегический союзник оказался волком в овечьей шкуре! 

Но Турция никогда не была стратегическим союзником России. Историки тут же начали подсчитывать, сколько столетий наша страна воевала с турками, получало то ли пять, то ли шесть. А потепление, которое началось в отношениях двух стран в 1990‑е, когда в Стамбул зачастили наши «челноки», а впоследствии туристы и предприниматели от государства, – это лишь бизнес, ничего личного. Тот же «Турецкий поток» – это не реверанс Анкары в сторону Москвы, которой отказала Европа, а лишь стремление укрепить свое геополитическое положение, став своего рода второй Украиной, которая может контролировать поставку энергоносителей в ЕС, сидя на газовом вентиле.

Странно было бы, если Реджеп Тайип Эрдоган отказался от такой возможности, особенно учитывая его планы восстановить границы в рамках Османской империи. Еще пять лет назад директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров с трибуны Государственной думы возмущался планами «Росатома» построить в Турции АЭС. Он тогда прямо заявлял, что Турция никогда не была дружественной страной, а возведение там атомной станции – это прямой путь к тому, чтобы наш ближневосточный сосед стал ядерной державой.

В этом случае у него в руках окажется гораздо больше рычагов влияния, нежели один пролив Босфор. Семен Багдасаров напомнил, что Россия всегда входила и до сих пор входит в число наиболее вероятных противников Турции в случае военного конфликта. Об этом же говорил бывший министр обороны РФ Игорь Сергеев, который называл Анкару одной из основных военных угроз для России.

За спиной

Вслед за уже упомянутым ударом в спину российскую общественность ожидало еще одно неприятное открытие: Китай решил совместно с Турцией строить новый Шелковый путь в обход России. Всем известно, что нет ни одной договоренности с китайцами, которую они не могли бы нарушить, если им это будет выгодно. И кстати, их абсолютно не будет мучить совесть, для них не существует понятия «джентльменского соглашения» – у них другой менталитет. Поэтому если в скором времени окажется, что «Сила Сибири» – это труба, ведущая в никуда, никто не удивится. С Китаем можно строить долгосрочные планы, но не так, как с ЕС, соглашается главный инвестиционный стратег ФГ «БКС» Максим Шеин. Иными словами, рассчитывать, что Пекин будет держаться в русле ранее достигнутых договоренностей, не приходится. Китайцы соглашаются с предложениями России, но потом выбирают наиболее выгодный вариант – в данном случае турецкое предложение, возможно, оказалось для них более интересным.

Турция и Китай 28 ноября этого года совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая. Это сообщение прошло со ссылкой на заявление пресс-службы «Грузинской железной дороги». В документе отмечается, что договоренность была достигнута в ходе презентации возможностей транскаспийского транспортного маршрута Китай–Турция–Европа. Готовность стать учредителями консорциума наряду с китайской компанией Mishgeng Logistics выразили «КТЖ экспресс» (транспортное предприятие, входящее в состав Казахстанской железной дороги), «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания «Караван логистикс», а также Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура «Грузинской железной дороги»). Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена. В рамках этого проекта в течение 2016 г. запланировано перебросить через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы. В довершение всего стороны договорились начать в следующем году перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу. «Соглашения подобного рода готовятся не один день – участники просто физически не смогли бы согласовать ничего подобного за столь короткий период. Что до стратегических партнеров, они тем и отличаются от сателлитов, что вовсе не обязаны ограничиваться лишь взаимодействием с вами и жертвовать своими интересами ради ваших. С Казахстаном у нас еще более тесное партнерство, чем с Китаем, что не помешало последнему присоединиться к данному партнерству. Каждый ищет выгоду для себя – думаю, тут сложно кого-то за что-то упрекнуть», – констатирует аналитик ИХ «Финам» Владислав Исаев. По его словам, собственно, те страны, по которым должен пройти транскаспийский маршрут, и вошли в консорциум. К достоинствам и недостаткам России в качестве партнера это никакого отношения не имеет. Транспортный коридор уже существует – и сейчас по нему можно везти грузы. Речь идет о том, чтобы сделать его более удобным, возможно, сократить логистические и таможенные расходы. Впрочем, учитывая необходимость перевалки грузов по Каспию, количество пересекаемых границ и переход с одной железнодорожной колеи на другую, все это в любом случае будет непросто. Однако для всех участвующих стран выгодно будет не только загрузить свою транспортную инфраструктуру, но и облегчить выход на рынки других участников консорциума и юг Европы, докуда путь через Турцию существенно короче, чем через Россию.

Прагматичные китайцы

«Сейчас разговоры о новом Шелковом пути – разумеется, чистый PR-ход, призванный показать Москве, что в случае обострения ситуации у Турции есть запасные варианты. Но в постоянно меняющейся мировой политике такое развитие событий в обозримом будущем не исключено: если Россия ищет запасной путь для транспортировки своих энергоресурсов в Европу, то и Европа может искать запасные пути транспортировки ресурсов и товаров из Азии, и для этих целей теория нового Шелкового пути отлично подходит», – говорит исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов. В любом случае точку поставит только расчет эффективности проекта, и если вложения в инфраструктуру проекта и его экономику будут разумными, что крайне важно для таких прагматиков, как азиаты и арабы, то такой новый Шелковый путь будет создан вне зависимости от того, хорошие отношения между Россией и Турцией или плохие. Памятуя, что китайцы в первую очередь подписываются под выгодными для них контрактами, тут сложно заподозрить политическую составляющую. Но определенную конкуренцию российским проектам новый транспортный коридор все-таки может составить. Речь идет об идее восстановить Транскорейскую магистраль, чтобы осуществлять перевалку грузов из незамерзающего порта Пусан по Транссибу. Данный проект в большей степени нацелен на перехват грузопотока непосредственно из Южной Кореи, отчасти Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Для Китая же он не очень интересен, более того, повышает конкурентоспособность товаров из этих стран на европейских рынках за счет ускорения доставки (это, кстати, к вопросу о стратегических партнерах)», – говорит Владислав Исаев.

Китай формально не выходит пока ни из одного из совместных проектов с Россией по развитию транспортной инфраструктуры, равно как и не отказывается от планов увеличить перевозки по Северному морскому пути. Понятно, что увеличение количества вариантов доставки грузов снизит поток, направляемый через Россию. Но и сейчас значительно большее, чем по российским железным дорогам, количество грузов из Китая направляется в Европу морем через Суэцкий канал, а часть – через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику. Вдобавок самолетами доставляются компактные ценные грузы, такие как мобильные телефоны, планшеты и другие гаджеты. Так что тут все конкурируют со всеми. Поэтому разговоры относительно того, что Турция подписала договор с Китаем в пику российским санкциям, безосновательны. Пекин бы никогда не стал играть в угоду зарубежным политическим интересам. В этом смысле китайские бизнесмены и политики опять же прагматики.

Показательные санкции

Чем может ответить Россия на недружественные действия со стороны Турции? Возможно, сокращением поставок энергоносителей, от которых Анкара зависит на 60%. Ограничения на поставки плодоовощной продукции из Турции выгодны российским производителям, ограничения по туризму еще более полугода, до начала турсезона в Турции, будут чисто символическим жестом. Если до тех пор турки официально принесут извинения, эти запреты могут быть безболезненно сняты. При этом Россия в любом случае ничего не теряет – и на рынке продовольствия, и на туристическом рынке заменить Турцию найдется много желающих. А перекрыв туркам газ, мы потеряем реальные доходы, покажем себя ненадежным поставщиком, вынудим Анкару искать альтернативные источники газа. Конечно, в одночасье заместить наш газ на турецком рынке нечем, что особенно неприятно в свете начинающейся зимы. Но это не значит, что его нечем заместить вообще. В первых числах декабря государственная энергетическая компания Турции BOTAŞ подписала предварительное соглашение с Национальной нефтяной компанией Катара на приобретение сжиженного природного газа (СПГ). Конечно, пока речь идет о достаточно отдаленной перспективе, но Анкара явно готовится к диверсификации поставок, чтобы снизить зависимость от Москвы в энергетической сфере. В прошлом году Турция объявила о намерении приобрести у «Газпрома» 27,4 млрд кубометров природного газа на сумму порядка $6,5 млрд. Это сделало бы Турцию крупнейшим импортером российского природного газа. Но ситуация со сбитым российским бомбардировщиком в одночасье спутала все стратегические планы как Москвы, так и Анкары.

В условиях обострения турецко-российских отношений отечественному бизнесу приходится искать иные пути поставок плодоовощной продукции. Говорят, что турецкие овощи и фрукты с легкостью сможет заменить продукция из того же Азербайджана. Но здесь существует риск повторения истории с «белорусскими устрицами», когда товары из ЕС после введения Россией санкций в отношении европейских производителей начали поставляться в нашу страну под видом белорусских. Действительно, выяснить страну происхождения тех же лимонов, которые к нам наверняка пойдут из Азербайджана после перекрытия турецкого направления, будет крайне сложно. Баку вполне может начать поставки турецких цитрусовых под видом лимонов собственного производства. В очереди на замещение турецкой плодоовощной продукции на российском рынке также стоят Марокко, Иран, Египет и Китай.

Гораздо сложнее производителям одежды, которые до последнего времени отшивали свои коллекции на турецких предприятиях. Хотя уже известно, что они активно ведут переговоры с компаниями из Китая и Вьетнама, благо с последним скоро будет введена фактически беспошлинная торговля. Этого, кстати, ждут и предприниматели из Ханоя, которые намерены вытеснить с российского рынка ближневосточных и даже китайских производителей. Владелец обувной сети Zenden Андрей Павлов рассказал, что его компания приняла решение приостановить размещение заказов в Турции, где до последнего времени отшивалось порядка 7% продукции. Куда будут переданы заказы, он не уточнил. Однако источник «Ко» в компании, входящей во вьетнамский холдинг Vinatex, сообщил, что уже ведутся переговоры о размещении заказов во Вьетнаме с рядом российских компаний. Ранее генеральный директор Vinatex Ле Тиен Чыонг поделился планами на 50% увеличить экспорт текстильной продукции Вьетнама в ЕАЭС в первый год после подписания соглашения о зоне свободной торговли. Многие вьетнамские компании сейчас находятся «на низком старте» в ожидании обнуления таможенных пошлин при ввозе товаров в Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *