Побывав на выставке торговых автоматов, прошедшей в марте в московском «Экспоцентре», можно легко себе представить, что профессия продавца скоро уйдет в прошлое, а магазины и даже кафе будут не нужны. По крайней мере, работодатель может точно не открывать столовую для сотрудников: в этом году в Россию завезли «пиццематы», которые ее заменят, а готовые обеды, кофе, вода и снеки через автоматы продаются уже давно. Появились также и «молокоматы», их устанавливают в магазинах, и теперь купить молоко можно в розлив. Автоматы «научились» продавать одежду, в частности футболки, и зонтики. Причем, похоже, что наиболее прогрессивен в вопросах автоматизированой торговли Санкт-Петербург.

«Линзоматы»

Петербургский дистрибьютор торговых автоматов — компания «Вендито» — установила в торговых центрах города 10 «линзоматов», в течение ближайших двух месяцев их число должно увеличиться до 50. Стоимость одного автомата составляет 200 000 руб., всего в проект предполагается вложить более 10 млн руб. «Вендито» потребовалось разработать для «линзоматов» програмное обеспечение. Всего в 2012 г. компания планирует установить около 100 автоматов, а в дальнейшем довести их количество до 300.
Для того чтобы реализация линз через автомат была рентабельной, каждый автомат должен продавать 100 упаковок линз в месяц. Средняя стоимость одной упаковки — 1000 руб.

Единичные «линзоматы» есть в Москве, однако игроки рынка говорят, что это лишь 1-2 автомата на весь город. В «Вендито» отказались уточнить, как быстро компания планирует выйти на окупаемость проекта, а ее конкуренты пока не готовы к подобным экспериментам.

«Линзы — это сложный продукт, как и очки, подбирать их лучше вместе с доктором», — подчеркивает Станислав Баранов, генеральный директор компании «Профессиональные торговые автоматы» (ПТА). «О таком бизнес-проекте мы услышали впервые примерно три года тому назад. И сразу решили, что продукт для вендинга спорный. Сроки окупаемости таких сетей довольно длительные. Широкий ассортимент линз невозможно разместить в автомате в полном объеме», — добавляет Светлана Тимошенко, владелица Vendorus Group. «Как правило, линзы, носки, колготки и пр. продают крупные производители. В США и Европе производители обуви ставят на дискотеках автоматы по продаже балетных туфель, понятно, что много денег на таком не заработаешь, но это маркетинговый ход, используемый для рекламы марки. Свои автоматы ставят крупные компании, например Adidas, понимая, что автомат — это еще и рекламная площадка», — поясняет Анастастия Лобанова, главный редактор сайта «Век вендинга».

Амбреломаты

Новый сегмент осваивать достаточно сложно, однако делать это пытаются постоянно. К примеру, петербургская компания InSpb два года назад установила автоматы с абсолютно необычным для России товаром — зонтиками. Пока фирма поставила в тестовом режиме 20 «зонтикоматов». «Первичные вложения были небольшими, а бизнес оказался выгодным», — рассказывает Алексей Маврин, учредитель InSpb. Автоматы продают дешевые китайские зонтики по 100 руб., это так называемые одноразовые зонтики, которые, по идее, должны покупать те, кто забыл свой зонт дома. Пик продаж приходится на осень (50 штук в день в этот период продает каждый автомат), зимой часть «зонтикоматов» вообще не работает. Однако InSpb разместила на зонтах логотип Санкт-Петербурга, и их стали приобретать туристы в качестве сувенира. В 2012 г. InSpb намечает установку еще 100 «зонтикоматов», инвестиции в проект составят 6 млн руб. Стоимость одного автомата от 40 000 до 80 000 руб., окупить проект планируется за год.

Впрочем, многие к идее продажи зонтиков посредством вендинга настроены скептически. «Все-таки у нас пока другой уровень восприятия вендинга. В Европе даже дрели продают через автоматы, у нас к автоматам относятся настороженно. Некоторые даже боятся пить кофе из автомата: не верят, что хороший кофе может стоить 20 руб. Я считаю, что рынок еще не дорос до подобных проектов», — говорит Виктор Павлов, коммерческий директор «К-Вендинга».

«Молокоматы»

Между тем один из последних трендов, который, возможно, будет развиваться, — автоматы по продаже разливного сырого молока. Первые подобные машины привозила в Россию Vendorus Group. Но, похоже, широко это направление только начинает развиваться. «В прошлом году мы вышли на рынок «молокоматов» и завезли из Испании первые машины», — рассказывает Анатолий Демин, сотрудник департамента продаж и маркетинга челябинской компании «Рифинг». «Рифинг» в общем-то не вендинговая компания, она занимается производством оборудования для сельского хозяйства. «Молокоматы», куда заливается 150-200 литров молока, могут в складчину приобретать фермеры (стоимость одной машины около 1 млн руб.), у которых остается нереализованное молоко, а также предприниматели, занимающиеся заготовкой молока. Первые пять «молокоматов» от «Рифинга» ушли в Магнитогорск заготовщику молока, позже самый крупный заказ (20 автоматов) сделала компания «Технология бизнеса», также занимающаяся закупками молока у фермеров. ООО «Технология бизнеса» имеет крупнейшую на сегодняшний день сеть «молокоматов» и разместило свои машины в магазинах «Азбука вкуса» в Москве в конце прошлого года. Считается, что в случае создания сети из пяти и более «молокоматов» сроки окупаемости проекта теоретически должны составить около года. Анатолий Демин говорит, что его новые клиенты сейчас планируют устанавливать «молокоматы» в сети более низкой ценовой категории, уже есть заказ на следующую партию в пять машин. Впрочем, сырое молоко — весьма сложный продукт. В «молокоматах» оно может храниться всего один день, быстро прокисает, остатки нужно сливать, а оборудование промывать, кроме того, подобные проекты имеют весьма непростую логистику — заливать свежее молоко нужно хотя бы раз в день, а зачастую и несколько раз в день. Игроки рынка отмечают, что спрос на сырое молоко от фермеров есть. Однако имеются и проблемы. «В Испании фермеры уже давно освоили торговлю через автоматы. Они реализуют таким образом не только молоко, но и овощи, и даже яйца, — рассказывает Анастасия Лобанова. — Однако в США сейчас планируется введение запрета на автоматы, торгующие сырым молоком. Сырое молоко считается опасным для здоровья, в отличие от пастеризованного или стерилизованного. Возможны проблемы и с российскими регулирующими органами».

«Пиццематы»

Самой красочной новинкой на последней вендинговой выставке были «пиццематы» — автоматы по торговле пиццей. Такая машина не просто загружается пиццей, она сама ее печет. Завезла новшество в Россию дистрибьюторская компания «Новая эра». Три автомата уже стоят в Москве, в частности на «Горбушке». Тем не менее в это направление игроки рынка особо не верят. «Стоимость самого автомата высока — 1,2 млн руб., 120 руб. составляет себестомость пиццы. Автомат также потребляет много электроэнергии, проект получаеться очень дорогим, в то же время не понятно, как отреагируют на него потребители. К тому же автомат хорошо работает на итальянской муке и прочих импортных ингридиентах. А если заменить их на наши, надо менять технологии, а кто будет этим заниматься?» — комментирует Алексей Маврин. Кстати, любопытно, что автоматы по продаже хот-догов, появившиеся в Москве не очень давно, по словам Анастасии Лобановой, «так и не пошли». Несколько одиночных автоматов сначала поставили, а затем они исчезли в неизвестном направлении. Игроки рынка считают также не слишком перспективным такое направление, как автоматы по продаже CD-дисков. Автомат может предложить узкий ассортимент и не дает консультаций. «Рынок очень консервативен», — констатирует Станислав Баранов. Ведущие игроки рынка, владеющие сетями более чем в 1000 единиц автоматов, такие как «СИБА-Вендинг», «Ювенко», «Премакса», вообще не слишком приветствуют эксперименты.

Впрочем, дистрибьюторы, в частности Vendorus Group, все-таки пытаются выводить на рынок экзотические проекты. «Мы пробовали предлагать на рынке автоматы для живых цветов, но, несмотря на большой интерес со стороны представителей цветочного бизнеса, ни один проект не был реализован. Останавливали сложная логистика, трудности стандартизации букетов и высокая стоимость автоматов, которая была вполне объяснима конструктивными особенностями — все-таки цветы требуют бережного хранения», — поясняет Светлана Тимошенко.

Далее везде

Автоматический кофе

Один кофейный автомат в среднем приносит 15 000 руб. выручки в месяц, прибыль составит около 5000 руб. Окупается такой автомат за 2-2,5 года.

По данным компании Vendorus Group

 

Структура рынка вендинга в России (не считая терминалов):

Кофейные автоматы — 70%

Автоматы по продаже снеков — 15%

Все остальные — 15%

Источник: ПТА

По разным оценкам, рынок вендинга в России составляет около $300 млн. Вендинг пока занимает менее 1% в обороте розничной торговли, в то время как в Японии, США и Великобритании это 3-5% от оборота. По оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли, всего в нашей стране работает 50 000 — 55 000 торговых автоматов. Высшая школа экономики в прошлом году оценивала долю вендинга в структуре внемагазинной торговли прогрессивных форм (за исключением палаток, ларьков) в 3%. Наибольшая доля внемагазинной торговли приходится на интернет-сферу (49%), второе и третье места делят прямые продажи и торговля по почте (по 24%).

Самыми быстроокупаемыми всегда считались автоматы по продаже кофе, и сейчас игроки рынка говорят, что кофейный автомат, установленный в хорошем месте, способен окупить себя и за четыре месяца.

По оценке Станислава Баранова, на кофейные автоматы приходится 70% от всех установленных в России торговых машин (платежные терминалы в данном случае не учитываются), и, несмотря на это, рынок далек от насыщения. ПТА, занимающаяся продажей кофейных автоматов, рапортует о росте продаж более чем на 30%. Компания по продаже ингредиентов для кофейных автоматов «К-Вендинг» вообще говорит о росте в 80%. «Самый развитый рынок вендинга в России в Калининграде — 1 аппарат на 600 человек. Остальным регионам еще расти и расти», — отмечает Виктор Павлов.

Впрочем, борьба за места для установки агрегата на этом рынке разворачивается очень серьезная. «Крупные операторы, когда заходят в новые регионы, предпочитают сразу покупать уже существующие сети. Тем более что в регионах ведение бизнеса часто связано с административными барьерами. Удобно делать бизнес, если ты знаком с губернатором, и т.д. Выйти в незнакомый регион сложно», — рассуждает Станислав Баранов.

По прогнозам экспертов, развиваться на рынке вендинга в ближайшее время будут традиционные направления — кофе (этот сегмент показывает рентабельность примерно в 40%), снеки и, вероятно, аквавендинг. Популярными становятся автоматы, которые устанавливаются в подъездах жилых домов, подключаются к водопроводу и продают очищенную воду за символическую цену. «Это направление очень хорошо развивается на Украине, вероятно, будет востребовано и в России», — полагает Анастасия Лобанова. Недооцененными она считает автоматы по продаже книг и прессы. Через автоматы можно было бы реализовывать популярную литературу и журналы, и это было бы очень кстати в регионах, так как количество стандартных торговых точек, предлагающих печатную продукцию, сокращается. «Особо надо отметить автоматы для продажи мороженого. Это отличный вариант дистрибуции порционного мороженого, к сожалению, недооцененный рынком, — говорит Светлана Тимошенко. — Сейчас в Европе уделяют особое внимание продуктам non-food, таким как парафармацевтика, средства гигиены, галантерея и т.д. В России время таких автоматов впереди. В пользу продажи таких товаров говорит отсутствие сроков хранения и упрощенная логистика. К минусам можно отнести длительную оборачиваемость».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *