При нынешнем высоком, а главное, все усиливающемся накале конкуренции в сегменте SMB управлять предприятием по старинке, осуществляя все операции вручную, уже невозможно.

Сейчас небольшим компаниям из сферы торговли часто приходится искать новые способы ведения бизнеса. Один из них — это выход в Интернет. Онлайн становится все более популярным каналом продаж. Посмотрим, как это работает.

Еще несколько лет назад для запуска сайта интернет-магазина приходилось вникать в сложности хостинга и веб-разработки. Сейчас сервисы «сайт в аренду», «интернет-магазин в аренду» позволяют запустить сайт менее чем за час, а уже через два часа получить первых клиентов. Чтобы запустить новый магазин, достаточно зарегистрироваться и заполнить каталог своих товаров. Но вообще-то для того, чтобы открыть онлайн-магазин, свой сайт не особенно даже и нужен. Витрину можно создать в социальной сети Facebook или «Вконтакте». Еще одно преимущество «интернет-магазинов в аренду» в том, что они уже подключены к основным платежным системам. Ваши покупатели сразу смогут оплачивать заказы с помощью банковских карт, «Яндекс.Денег», терминалов QIWI и т.д. Самостоятельное же подключение платежных систем занимает от нескольких дней до нескольких недель.

Распространенное заблуждение: открыл интернет-магазин — и деньги потекли рекой. Магазин еще надо сделать посещаемым. И для этого тоже есть инструмент — готовая интеграция с системами контекстной рекламы «Яндекс.Директ» и Google AdWords, выгрузка каталога на товарные площадки «Яндекс.Маркет» и price.ru, инструменты поисковой оптимизации.

После того как интернет-магазин успешно стартовал и набирает обороты, перед владельцем встает новая задача: как организовать работу внутри компании? Не секрет, что огромное количество небольших фирм до сих пор управляет своим бизнесом при помощи Excel или даже обычной тетрадки. Но когда онлайн-магазин выходит на оборот от десяти-двадцати заказов в сутки, дедовские методы перестают приносить результат. Время обработки поступившего заказа — один из самых важных показателей — растягивается до нескольких часов. Становится все больше ошибок при выполнении заказов, и, как результат, растет число недовольных клиентов. Чтобы справиться с потоком заказов, приходится нанимать все новых и новых сотрудников. Но и тут есть выход.

На рынке сейчас активно набирают силу онлайн-сервисы для ведения бизнеса. Они дают возможность перевести управление компанией на качественно новый уровень, используя специализированные инструменты. Несмотря на очевидные плюсы автоматизации, многие владельцы бизнесов не решаются внедрить новую систему, оправдывая себя небольшими объемами, маленьким ассортиментом, нехваткой денег на инвестиции, сложностями внедрения и обслуживания системы. Это все соображения из вчерашнего дня. Да, цена внедрения коробочных продуктов для малого бизнеса «кусалась». Онлайн-сервисы же более чем доступны: все расходы составляют несколько сотен рублей в месяц, и не надо покупать сервер и лицензии.

Начнем с управления клиентской базой. Покупателей, совершивших хотя бы одну покупку в интернет-магазине, можно и даже нужно привлечь еще раз, тем более, что это намного дешевле, чем «зазывание» новых клиентов. Для этого предназначены онлайн-сервисы CRM и сервисы почтовых и SMS-рассылок. В системе CRM вы можете составить список клиентов по какому-то критерию, скажем, по времени и месту жительства — клиенты из Москвы, которые делали покупки за последние три месяца. Затем при помощи сервиса рассылок вы отправляете каждому из них письмо или SMS с новым предложением.

Автоматизировать можно и самые сложные процессы — обработку заказов, закупки и доставку. Вместе их связывает учетная система. Ведь в чем главная задача сотрудников интернет-магазина после поступления нового заказа? В том, чтобы как можно быстрее связаться с клиентом и сообщить возможный срок доставки товаров. Медлить здесь нельзя, поскольку покупатели часто оставляют заказы на нескольких сайтах, и сделает продажу тот интернет-магазин, который быстрее подтвердит получение заказа. Для того же, чтобы обещать доставку товара в реальные сроки, необходимо знать, имеется ли он на складе и не зарезервирован ли для выполнения другого заказа. Эта информация доступна в учетной системе в режиме онлайн. Обратите внимание и на то, что с «облачной» учетной системой можно работать из любого места, где есть Интернет. Это удобно для магазинов, в которых оператор находится в другом городе. На основании данных о поступивших заказах и остатках учетные системы автоматически формируют заказы поставщикам, а по заказам, переданным в доставку, рассчитывается выручка, которую должны сдать курьеры.

Надо сказать, что и для директора магазина в учетных системах есть информация — например, о том, как работали в течение дня операторы. Один из наших пользователей неожиданно для себя выяснил, что его операторы начинают трудиться только во второй половине дня.

Накопленные данные по закупкам и продажам позволяют быстро анализировать прибыльность по отдельным товарам. Как ни странно, часто управляющие магазинами имеют довольно туманное представление о том, на каких товарах из своего каталога они зарабатывают, а на каких теряют деньги. Одна небольшая розничная компания, например, реализовала такую схему: заказы из интернет-магазина автоматически передавались в учетную систему для обработки менеджерами, а после проверки данные из заказа в виде заявок на доставку отправлялись в курьерскую службу. Это позволило владельцу бизнеса сократить штат операторов с пяти до двух человек. Важно, что учетные системы, доступные на рынке, могут интегрироваться с основными движками интернет-магазинов несколькими щелчками мышки: достаточно указать в учетной системе адрес сайта магазина.

Частые вопросы: насколько безопасно использовать интернет-сервисы, не попадет ли клиентская база и данные о продажах к конкурентам? На практике данные в онлайн-сервисах оказываются намного более защищенными, чем файлы на собственном ноутбуке или флэшке. Провайдеры сервисов принимают серьезные меры, чтобы обеспечить безопасность и надежность. Это хранение данных в специализированных дата-центрах (часто — за пределами России), защищенные каналы связи, автоматическое резервное копирование. В результате для небольшой фирмы онлайн-решения оказываются не только доступными, но и намного более надежными.

Подведем итог. Что может дать использование интернет-технологий малому бизнесу? Очень многое. Естественно, дополнительный канал продаж. А кому этого мало, еще и оптимизацию внутренних процессов, снижение издержек, повышение управляемости компании.

Число компаний со штатом до 100 человек

Россия

Япония

Индия

850 тыс.

9 млн

12 млн

Источник: www.osnovarosta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *