самолет

Билеты в несколько раз дешевле, чем у обычных авиаперевозчиков, – вот основа бизнес-модели авиакомпаний-дискаунтеров, или лоукостеров. Поскольку экономить на топливе или безопасности невозможно, сокращение издержек обеспечивается во многом за счет пассажиров.

От обычных региональных авиакомпаний, работающих на коротких маршрутах без обслуживания на борту во время полета, лоукостеры отличаются целым набором специфических черт. Как правило, кресла в салонах самолетов низкобюджетных перевозчиков стоят очень близко. В Ryanair в свое время даже то ли в шутку, то ли всерьез рассматривали возможность перевозки пассажиров стоя. Еда и напитки доступны в очень куцем ассортименте и только за дополнительную плату, багаж и ручная кладь строжайшим образом ограничены по размерам и весу.

Рейсы дискаунтеры в целях минимизации расходов на сборы очень часто совершают в наименее загруженные аэропорты. Так что не приходится удивляться, когда самолет совершает посадку где-нибудь на бывшей военной базе, откуда до цивилизации добираться примерно столько же, сколько длится полет.

Часто у такого перевозчика один тип самолетов, что позволяет сокращать издержки по подготовке персонала и обслуживанию техники. Справедливости ради надо сказать, что есть лоукостеры, у которых в авиапарке насчитывается несколько типов самолетов.

В посадочных талонах низкобюджетных авиаперевозчиков чаще всего не указано конкретное место, так что пассажирам приходится буквально штурмовать салон в погоне за местечком не у туалета. (Кстати, посещение туалета на борту тоже стоит дополнительных денег.) Правда, если доплатить, можно место все-таки зарезервировать.

Большая часть билетов на лоукостеры продается через Интернет или напрямую, чтобы избежать выплат комиссионных агентам или системам бронирования. Бумажные бланки авиабилетов практически отсутствуют, все только в электронном виде, но пассажир должен электронный билет распечатать сам. Не распечатал и явился на рейс – тебя пустят, но только когда оплатишь штраф.

А после посадки вполне можно увидеть только что получавшего с вас штраф при регистрации сотрудника уже на борту, где он во время перелета будет выполнять обязанности стюарда. Не исключено, что по прилете он еще и салон уберет. Таким образом владельцы лоукостеров уменьшают фонд заработной платы. А ведь изначально все эти способы экономии в концепцию не включались, а идея низкобюджетных перевозок, казалось, не имела слабых мест.

Пионеры дешевизны

Первые лоукостеры появились в США сразу после Второй мировой войны. Ими стали компании Pacific Southwest Airlines и Air California. Pacific Southwest Airlines перевезла первых пассажиров 6 мая 1949 г. Погоды на рынке низкобюджетных перевозок тогда дискаунтеры не сделали, сегмент не сформировался, и пионерам низкотарифных перевозок по воздуху пришлось отойти в тень конкурентов из регулярных авиакомпаний.

Только два десятилетия спустя и не без труда на рынке появилась компания Southwest Airlines, которая с самого начала создавалась на основе новой бизнес-модели и в течение нескольких лет приносила владельцам прибыль. При этом количество маршрутов и число перевезенных пассажиров неизменно росли. На основе базовых принципов этой бизнес-модели и функционируют сегодня все основные мировые лоукостеры, поэтому Southwest Airlines по праву считается пионером бюджетных перевозок.

Все получилось, как это часто бывает с неординарными проектами, совершенно случайно. Как-то раз, году эдак в 1967‑м, консультант по инвестициям Роллин Кинг и его друг и по совместительству персональный юрист Герберт Келлехер, измученные многочасовыми перелетами по Техасу, отдыхали в баре и только и говорили о том, как неудобно добираться до Далласа, Сан-Антонио и Хьюстона. Из этих сетований и выкристаллизовалась идея основать авиакомпанию, которая смогла бы связать эти города единой сетью авиаперевозок. Так, за кружкой пива, Роллин Кинг нащупал идею бизнеса, благодаря которой смог оставить след в истории корпоративной Америки. Именно Роллин Кинг стал основателем и потом директором авиакомпании, которая изначально задумывалась как компания локальных авиаперевозок в рамках одного лишь штата Техас и называлась Air Southwest Company.

Техасские рейнджеры

Надо сказать, что родившийся в 1931 г. Роллин Кинг, получил MBA в Гарварде и, еще работая на ниве инвестиций, был не чужд отрасли авиаперевозок. В 1964 г. он купил себе долю в небольшой компании чартерных авиаперевозок. В то время сам сегмент низкотарифных перевозок еще не сформировался, но идея уже витала в воздухе. Как инвестиционный консультант, Роллин Кинг с интересом следил за ростом доли рынка авиадискаунтеров. Так что идея основания собственной компании дешевых перевозок по воздуху родилась не совсем на пустом месте и не осталась только фантазией раздосадованных неудобствами пассажиров.

Air Southwest Company была основана Кингом и Келлехером 15 марта 1967 г. Учредители собирались ограничиться пределами Техаса, поскольку юридически подкованный Герберт Келлехер полагал, что таким образом компания не подлежит регулированию со стороны федеральных авиационных властей, что упростит ей жизнь. Но простой жизнь нового бизнеса не оказалась. Три уже базировавшиеся к тому времени в Техасе авиакомпании подали на стартап в суд, и разбирательства тянулись несколько лет. Кроме того, в 1968–1970 гг. Роллин Кинг занимался тем, что подбирал состав совета директоров, писал бизнес-план и искал деньги на запуск компании и подготовку всего необходимого, чтобы получить разрешение авиационных властей штата Техас на организацию рейсов между Далласом, Хьюстоном и Сан-Антонио.

В марте 1971 г. Air Southwest Company стала называться Southwest Airlines. К тому времени Кинг продолжал оставаться членом ее совета директоров, но президентом стал Ламар Мьюз, который счел необходимым увеличить авиапарк и расширить штат пилотов.

Успешная деятельность Southwest Airlines и последовавшая в 1978 г. либерализация рынка воздушных перевозок привели к буму на рынке лоукостеров. В течение нескольких лет в стране появляется около 130 таких авиакомпаний, правда, еще через несколько лет две трети из них разорились. Даже такие крупнейшие американские регулярные перевозчики, как Delta Air Lines и United Airlines, не остались в стороне от тренда и создали свои авиадискаунтеры.

Райан, создавший Ryanair

Первый европейский дискаунтер родился в Ирландии. Его отцом-основателем стал Тони Райан, который в 1985 г. основал одноименную компанию. Первые перелеты совершались на 15‑местном самолете, курсировавшем между Ирландией и Великобританией. Однако вклад этого человека в авиационный бизнес значительно больше простого продвижения низкобюджетных перевозок на европейский рынок. Именно Райан с группой единомышленников разработал схемы операционного лизинга воздушных судов.

В 1975 г. совместно с ирландской государственной авиакомпанией Aer Lingus, в противовес которой, кстати, через десять лет он и запустил Ryanair, и финансовой компанией Guinness Peat Group Райан основал лизинговую фирму Guinness Peat Aviation, которая за очень короткое время стала основным игроком на новом рынке авиационного лизинга. Нынешний глава компании Ryanair Майкл О’Лири охарактеризовал Тони Райана как одного из величайших ирландцев XX века, изменившего жизнь миллионов людей.

Но вот успехи Райана на рынке низкобюджетных перевозок оказались значительно скромнее. Его детище – лоукостер Ryanair – через очень короткое время после запуска начало испытывать финансовые затруднения, приведшие к смене руководства.

У руля авиакомпании в 1994 г. встал Майкл О’Лири, превративший этого перевозчика в одного из мировых лидеров на рынке авиационных услуг. Он не стал изобретать велосипед и взял за основу бизнес-модели концепцию Southwest Airlines. Под лозунгом «Или мы летаем дешево, или не летаем вообще» он развернул мощную кампанию по привлечению новых клиентов, основной поток которых составили иммигранты и студенты.

В первую очередь Майкл О’Лири закупил новейшие Boeing 737, отменил все развлекательные программы на борту и бесплатное питание, разработал программу получения дополнительных доходов за счет оказания услуг по аренде автомобилей, бронирования номеров в отелях. Билеты на самолет теперь можно было бронировать только по телефону или в Интернете. В результате уже к 2001 г. Ryanair занимала девятое место среди всех европейских компаний по количеству перевезенных пассажиров.

Не отставали от ирландского авиаперевозчика и другие дискаунтеры, например, британская EasyJet, так что в 2004 г. лоукостеры впервые в истории перевозят 100 млн человек, хотя еще за пять лет до этого, в 1999 г., число пассажиров не превышало 17,5 млн. К лету 2006 г. в Европе было уже около 60 лоукостеров, правда, некоторые из них в дальнейшем конкуренции не выдержали и сошли с дистанции.

Крупнейший на сегодня лоукостер – старая добрая Southwest Airlines, у истоков которой стоял в свое время Роллин Кинг. Компания летает почти в 100 городов на 679 самолетах, совершая примерно по 3600 полетов в день. Только за I квартал 2015 г. ее бортами перевезено свыше 26 млн пассажиров. И что немаловажно, за всю свою историю Southwest Airlines ни разу не ушла за красную черту, принося только прибыль.

Лоукостеры вообще стали неотъемлемой частью мировых воздушных перевозок, занимая, например, 38% рынка в Европе и 30% – в Северной Америке. Практически нет ни одной страны в мире, куда бы пассажиры не летали по приемлемым ценам, пусть даже уткнувшись коленями в соседний ряд из-за близко стоящих кресел или без привычной бесплатной курицы на обед.

Четвертая попытка

Первым российским дискаунтером стала авиакомпания Sky Express, основанная в 2006 г. Она базировалась в аэропорту Внуково, а первый рейс совершила 29 января 2007 г. по маршруту Москва – Сочи. Компания не полностью соответствовала модели классического низкобюджетного авиаперевозчика, так как флот состоял из шести Boeing 737, к которым позднее добавили два Airbus A320. Осенью 2011 г. Sky Express, осуществлявшая рейсы исключительно в города России, вошла в состав «Авиалиний Кубани» и в этом же году прекратила регулярные пассажирские перевозки. За время существования перевезла более 1 млн пассажиров.

В 2009–2011 гг. была предпринята попытка запустить второй российский авиадискаунтер. Авиакомпания «Авианова» осуществляла доставку пассажиров в европейскую часть России, а также в Симферополь. Насчитывала в своем составе шесть воздушных судов Airbus A320. Прекратила свое существование из-за хронической убыточности.

В третью попытку создать российский лоукостер вмешалась политика. В конце августа 2013 г. совет директоров государственной компании «Аэрофлот» принял решение о создании бюджетного перевозчика, получившего название «Добролет». Уже в следующем году дискаунтер начал совершать рейсы в Крым, а в конце июля 2014 г. ЕС ввел дополнительные санкции против России в связи с ситуацией вокруг Украины, распространив их на «Добролет». В результате перевозчик лишился возможности страховать свои риски, получать самолеты по лизингу, а также обеспечивать надежное техническое обслуживание своих воздушных судов. В августе того же года деятельность лоукостера была приостановлена. В настоящее время «Аэрофлот» реализует новый проект классического низкобюджетного перевозчика под брендом «Победа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *