Халед Джамиль возглавляет компанию «ДжамильКо», которой принадлежит чуть ли не пятая часть всех московских бутиков. Когда в 1992 году он создавал свою компанию, то не рассчитывал, что станет одним из ведущих дистрибуторов модной одежды в России.

Президент «ДжамильКо» родом из Сирии, образование получил во Франции, а как бизнесмен состоялся в России. Здесь он работает уже 13 лет и считает, что где-нибудь в Европе или Америке управлять компанией ему было бы сложнее. «Я высоко ценю такое качество у подчиненных, как лояльность к фирме, — объясняет Джамиль. — Это есть на Востоке, но не на Западе, где люди очень прагматичны и легко переходят из одной компании в другую. В России же легко найти лояльных сотрудников».

Халеду Джамилю свойственны многие привычки арабского бизнесмена, которые в представлении европейцев являются типичными для Востока. Например, сочетание дружелюбия и некоторой скрытности. Он хороший рассказчик и умеет расположить к себе собеседника, но при этом не будет делиться с вами секретами своего дела и подробностями личной жизни.

Восточный бизнесмен, как правило, авторитарный менеджер и все в фирме стремится держать под личным контролем. Но 44-летнему президенту «ДжамильКо» такой стиль руководства как раз несвойствен. «Хороший менеджер все полномочия распределяет среди подчиненных, — утверждает Халед Джамиль. — У него на столе нет ни одной бумаги, а когда он уходит из офиса, ему не звонят каждые полчаса. Я, например, занимаюсь своими магазинами, пока они находятся в проекте. Как только магазин открылся, всё — мне там делать нечего». Начиная с 1993 года он успел сделать уже более тридцати таких проектов.

Проводник для Levi Strauss

В Москву Халед Джамиль приехал в 1987 году по поручению своего отца — владельца фирмы Orientexport, занимавшейся поставками в СССР потребительских товаров из Сирии. Халед, только что получивший МВА в Лионском университете, должен был открыть представительство компании. Ради работы ему вскоре пришлось оставить обучение в аспирантуре, но решение отца он не оспаривал. «Во-первых, на Востоке это не принято, — объясняет он. — Во-вторых, мне было интересно поработать в России». В Советском Союзе Халед до того был несколько раз: еще ребенком отдыхал в пионерском лагере «Артек» (его отец состоял в Международном комитете защиты мира), затем, будучи студентом, навещал двух своих братьев, учившихся в Москве.

Фирма Golden Star, которую возглавил Халед, взялась также представлять в СССР интересы других компаний — турецкой ENKA, американской Levi Strauss, нескольких французских фирм. В 1991 году иностранные компании получили возможность создавать в России дочерние фирмы, и Golden Star оказалась под угрозой потери клиентов. Тогда Халед Джамиль предложил отцу создать компанию, которая занялась бы в России дистрибуторским бизнесом.

Четкого представления о специализации новой фирмы, названной «ДжамильКо», у ее президента на первых порах не было. Для начала Халед Джамиль решил использовать свои связи с Levi`s.

«Мы попытались найти компанию, которая могла бы открыть original store марки Levi`s, — рассказывает Джамиль. — Желающих не оказалось, и мы решили сами создать магазин. Тогда мы не предполагали, что так и останемся в розничной торговле, просто хотели попробовать свои силы».

(Под «мы» Халед Джамиль подразумевает своих первых сотрудников — всего пять человек, все россияне. Все они и сейчас работают в компании, занимая топ-менеджерские должности.)

Продажи в магазине Levi`s, который компания открыла в феврале 1993 года, пошли более чем успешно. За первый год его работы попасть в торговый зал можно было не иначе, как отстояв в очереди на улице. Кто помнит — фирменные джинсы в то время считались элементом столичного шика и потому пользовались ажиотажным спросом. Вскоре «ДжамильКо» открыла второй магазин Levi`s.

В конце 1994 года Халед Джамиль решил, что компании пора расширять свой ассортимент. «Мы хорошо освоили технологию организации розничной торговли и поняли, что сможем продавать любую другую марку», — рассказывает он.

Джамиль обратил внимание на популярный в Европе молодежный брэнд Naf Naf. У владельца марки, одноименной французской компании, он запросил эксклюзивные права на дистрибуцию. «Марка в России не была известна, а заниматься ее продвижением без эксклюзива мы не хотели», — объясняет Джамиль. Желаемого он добился. По его словам, потому, что предоставил гарантии — пятилетний план развития сети магазинов Naf Naf в России.

Первый магазин Naf Naf был открыт в марте 1995 года. В тот год на маркетинг и рекламу марки «ДжамильКо» затратила несколько сотен тысяч долларов — примерно 10% от своего оборота.

В 1996 году «ДжамильКо» приобрела эксклюзивные права на дистрибуцию Chevignon и Swatch и в июне-июле открыла в Москве первые магазины этих марок. А в следующем году Халед Джамиль уже решил развивать в компании направление торговли марками одежды класса lux.

Escada — это просто

«Заняться элитными марками нам предлагали еще в 1993 году, например Rochas, но тогда я решил, что для компании это рано», — рассказывает Халед Джамиль. Время пришло, по его мнению, именно в 1997 году, когда потребительский спрос резко вырос, курс рубля стабилизировался, а у иностранцев возник повышенный интерес к российскому рынку.

В 1997 году «ДжамильКо» получила эксклюзив на Wolford, и в апреле в Москве начал работать первый бутик этой марки. А в феврале 1998 года компания открыла «Дом Escada», став первым официальным дистрибутором марки в России.

В августе 1998 года «ДжамильКо» открыла в Москве бутик Cerutti, а в декабре того же года — бутик Christian Dior. На дистрибуцию одежды этих марок компания получила эксклюзивные права.

«Сейчас я могу сказать, что с точки зрения организации продаж заниматься одеждой класса lux легче, чем casual, — говорит Халед Джамиль. — В бутике всего несколько клиентов могут сделать дневной оборот, тогда как, чтобы те же деньги получить в таком магазине, как Naf Naf, нужно обслужить сотню покупателей и при этом держать не менее высокий уровень сервиса».

Переговоры с владельцами брэндов президент «ДжамильКо» всегда вел лично. Причем дело не обходилось без конкуренции с другими заинтересованными компаниями. По этическим соображениям Джамиль их не называет. Впрочем, конкуренты «ДжамильКо» и так известны — это «Русское золото», Mercury и «Восток-Запад» (сеть Bosco di Ciliegi).

Как утверждает Халед Джамиль, к каким-либо хитроумным способам получения эксклюзивных прав он не прибегал. «Я просто объяснял, что мы готовы взять на себя все расходы на маркетинг и рекламу, если нам предоставят эксклюзив», — рассказывает Халед Джамиль.

По мнению главы «ДжамильКо», мастерство топ-менеджера заключается в умении «чувствовать рынок». «У бизнесмена должна быть интуиция, которая подсказывает, что на рынке такое-то место выгодное, такая-то марка хорошая, такая-то программа будет работать, — говорит он. — Ни статистика, ни маркетинговые исследования так не помогут».

Но один раз Халед Джамиль все же по-крупному просчитался. В апреле 1998 года он купил работающий бутик Guy Laroche и примерно через полтора года закрыл его. «Для себя я сделал вывод: никогда больше не покупать чужой бизнес, то есть созданный до тебя кем-то другим, — рассказывает президент «ДжамильКо». — Не получится перестроить его под свои требования, даже если полностью сменить персонал. Этого вообще не нужно делать, потому что клиенты бутика привыкают к конкретным людям и к определенному стилю работы».

Случалось Халеду Джамилю и уступать конкурентам, как, например, произошло с маркой Chanel.

Naf Naf по-русски

К середине 2000 года, через восемь лет после создания компании, в «ДжамильКо» работали почти 700 сотрудников. Число собственных магазинов и бутиков в Москве и Санкт-Петербурге выросло до 30. По договору франчайзинга магазины Naf Naf, Chevignon, Swatch и Wolford были открыты в других крупных городах России — Калининграде, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Красноярске.

Как рассказывает Джамиль, при таких темпах развития ему постоянно приходилось проводить реструктуризацию компании. «Я пытался найти на Западе похожую компанию, которая занималась бы одновременно марками lux и casual, ритейлом и дистрибуцией и на опыте которой я смог бы поучиться, — вспоминает он. — И примеров не нашел». Тем не менее президент «ДжамильКо» и сейчас не намерен отказываться от выбранной стратегии развития. Он уверен, что компания сможет избежать опасности стать неуправляемой из-за своих масштабов.

По словам Халеда Джамиля, он не замыкает на себя все вопросы управления: «Руководитель все знать не может, у него должны быть менеджеры, которые имеют больше знаний и опыта по каким-то направлениям». В сотрудниках президент «ДжамильКо» больше всего ценит стремление к профессиональному росту и лояльность компании. «Если человек соответствует этим требованиям, то мы постараемся не упустить его и предоставить возможности карьерного роста, — говорит он. — Например, все продавцы нашего первого Levi`s original store сейчас работают менеджерами или управляющими магазинов».

Судя по словам и планам президента «ДжамильКо», компания только-только начинает разворачиваться в полную силу. «Мы хотим стать ведущим ритейлером и дистрибутором модной одежды в России», — заявляет он. В августе этого года компания открыла свой первый мультибрэндовый бутик в московском ГУМе — Redcode, в котором представлены коллекции ведущих мировых марок — таких, как Nicole Farhi, Burberry, Paul Smith. А в начале сентября начал работать бутик Yohji Yamamoto — одежду от культового японского модельера «ДжамильКо» представляет на эксклюзивных правах. До конца года компания откроет еще один мультимарочный бутик, объединенный с арт-салоном, и «Дом Hermes».

Для бутика Hermes компания сейчас за свой счет строит отдельное здание в Столешниковом переулке. Проект с этой маркой Халед Джамиль считает своим самым большим успехом. «Во всем мире Hermes открывает свои бутики самостоятельно, — поясняет он. — Мы первая компания, получившая права на дистрибуцию марки». Остается только добавить, что к Hermes президент «ДжамильКо» присматривался с 1989 года.

Халед Джамиль намерен также параллельно с магазинами высокой моды развивать и направление casual. В его планах, например, организовать в России производство одежды от Naf Naf, после того как число магазинов этой марки вырастет с нынешних 12 до 20.

1 комментарий

  1. Отлично сказал этот бизнесмен: “Я высоко ценю такое качество у подчиненных, как лояльность к фирме, – объясняет Джамиль. – Это есть на Востоке, но не на Западе, где люди очень прагматичны и легко переходят из одной компании в другую. В России же легко найти лояльных сотрудников”
    Только я бы в конце предложения добавила — рабов…
    Да, на Западе люди уважают и ценят себя, в отличие от русских «крепостных», которые готовы сидеть на копейках и заглядывать в рот, ожидании очередной подачки косточек.
    Хорошо устроился!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *