Арабский форсаж

дубай

Многомиллиардные инвестиции со стороны арабских шейхов помогли
Etihad Airways за короткий срок стать заметным игроком на рынке авиаперевозок.
Благодаря “нефтяным” деньгам эта авиакомпания может стать одним из лидеров
отрасли и даже поглотить своего основного конкурента – Emirates Airlines.

Когда речь заходит об Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), обычно вспоминают
“жемчужину” этой страны – эмират Дубай. Действительно, чего стоит одна только
туристическая индустрия, выстроенная там за последние годы: поражающие
воображение небоскребы, проекты по созданию искусственных островов, горнолыжный склон посреди пустыни. Однако за этим шиком скрывается отнюдь не желание поразить окружающих восточной роскошью, потратив очередной миллиард
нефтедолларов на дорогую игрушку. В основе политики “растранжиривания” средств,
полученных от экспорта углеводородов, лежит точный расчет: запасы черного золота
уже в обозримом будущем должны иссякнуть, и тогда основным источником дохода для
ОАЭ станет туризм. Именно поэтому Эмираты не жалеют денег на то, чтобы сделать
свою страну Меккой для туристов. Наиболее преуспел в этом Дубай, хотя мало кто
знает, что на его долю приходится менее 10% разведанных запасов всей нефти ОАЭ.
Почти 90% находится на территории другого эмирата – Абу-Даби. Он добывает в 11
раз больше черного золота, чем Дубай, но до сих пор был известен значительно
меньше своего “гламурного” соседа.
Позиция “ведомого” не устраивает Абу-Даби, тем более что нефтедолларов на развитие собственной туристической индустрии у эмирата предостаточно. По распоряжению шейха Абу-Даби в начале 2000-х годов был разработан план развития на ближайшие 20 лет. К окончанию этого срока эмират должен стать не только туристической, но и культурной, и экономической столицей Персидского залива. Денег на то, чтобы обойти конкурента, в Абу-Даби не жалеют.
Планируется, что созданная шесть лет назад авиакомпания Etihad Airways (Абу-Даби) к 2020-му выйдет на одно из лидирующих мест в мире с объемом пассажиропотока в 25 млн человек в год (сейчас около 7 млн в год). Для сравнения: крупнейшая в мире American Airlines перевозит порядка 90 млн человек в год, а основной конкурент Emirates (Дубай) – около 20 млн. Все российские авиакомпании, по предварительным данным, обслужили в 2009-м около 40 млн пассажиров. В 2008 году Etihad Airways на международном авиашоу в Фарнборо объявила о заказе 205 самолетов (у Airbus и Boeing). Мировой финансовый кризис не повлиял на планы, и летом 2009-го в рамках авиасалона в Ле-Бурже перевозчик подписал соглашение о приобретении авиационных двигателей. Сумма сделки составила порядка $14 млрд, что беспрецедентно в истории коммерческой авиации. Помимо этого, аэропорт Абу-Даби к 2015 году должен втрое увеличить пропускную способность и составить конкуренцию дубайскому.

МЕСТА ПОКА ХВАТАЕТ

Компания Etihad Airways основана в 2003 году по указу нынешнего главы эмирата Абу-Даби – шейха Халифа бен Заида Аль Нахайяна, сына Заида бен Султана Аль Нахайяна. На “стартап” было выделено $500 млн. Первый полет состоялся 5 ноября 2003-го по маршруту Абу-Даби – Бейрут. В 2004-м начались прямые полеты в Европу (Женева), а в 2005-м добавились рейсы в Торонто и Брюссель. Если за первый год работы Etihad Airways перевезла 340 000 человек, то в 2008-м эта цифра выросла до 6 млн. В первом полугодии 2009-го количество перевезенных пассажиров увеличилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го и составило 3,01 млн человек.
На российский рынок авиаперевозчик вышел в декабре 2008-го. По словам генерального директора по Азиатско-Тихоокеанскому и Индийскому регионам Etihad Airways Юста ден Хартога, первоначально упор делался на близлежащие направления (Бейрут, Шри-Ланка и Индия), спрос на которые был очевиден. За год работы в России Etihad Airways было открыто восемь направлений, с января по май 2009-го авиакомпания перевезла 14 673 человека. Юст ден Хартог говорит, что на тех направлениях, на которых сейчас присутствует Etihad Airways, еще до ее выхода на рынок работали другие перевозчики – “Аэрофлот”, “Трансаэро”, Singapore Airlines и Emirates. Однако Etihad Airways не считает их прямыми конкурентами. Для нее они, скорее, коллеги: компании работают в разных ценовых сегментах, предоставляют различные варианты по времени вылета/прилета в одни и те же страны (города). Если у “Аэрофлота” и “Трансаэро” цены в среднем ниже, чем у Etihad Airways, то с Singapore Airlines и Emirates авиакомпания из Абу-Даби работает примерно в одной ценовой нише. “Мы предпочитаем конкурировать не в ценовом сегменте, а в сегменте качества предоставляемых услуг, – отметил генеральный директор по Азиатско-Тихоокеанскому и Индийскому регионам Etihad Airways. – Еще одним преимуществом в авиакомпании считают аэропорт Абу-Даби, который не так загружен, как терминал в Дубае”.

“Российский рынок пока не настолько высококонкурентный, чтобы на него
нельзя было выйти новому игроку. К тому же по сравнению с другими странами у нас
мало людей летают постоянно, и рынку есть куда расти”, – комментирует ведущий
эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. “Пока мы не чувствуем серьезной
конкуренции со стороны Etihad Airways. По Таиланду, где теоретически мы могли бы
конкурировать, крупнейшим российским перевозчиком продолжает оставаться
“Трансаэро”, – отмечает пресс-секретарь “Трансаэро” Сергей Быхал. “Кардинально
изменить расклад сил на рынке Etihad Airways пока не удалось, да этого и не
следовало ожидать: один год – слишком незначительный срок, чтобы показать себя в
полной мере”, – говорит глава аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег
Пантелеев.

НЕПОДЪЕМНЫЙ ВЕС

Основной соперник Etihad Airways – компания Emirates отказалась комментировать результаты работы коллег из ОАЭ. Однако Эдди Леонг, генеральный представитель Singapore Airlines в России, отметил, что, если Etihad Airways будет и дальше развиваться такими же темпами, а поток нефтедолларовых вливаний в авиакомпанию не иссякнет, она станет серьезным конкурентом уже в ближайшие два-три года. С ним согласен Дмитрий Баранов. Эксперт считает, что Etihad Airways по силам обойти Emirates.

Авиакомпании и Абу-Даби помог кризис. Дубай, распыливший ресурсы на
реализацию таких масштабных проектов, как Dubai World, оказался не в состоянии
финансово поддержать своего перевозчика. Более того, эмират вынужден был
обратиться за помощью в погашении долгов Dubai World к Абу-Даби. В конце
прошлого года Абу-Даби перечислил в Фонд поддержки Дубая $10 млрд, которые
пойдут на выплату по исламским облигациям и другие платежи в 2010-м. Ранее
правительство Абу-Даби уже предоставляло Дубаю экстренное финансирование в
размере $10 млрд. Телеканал Al Jazeera утверждает, что поддержка была оказана
безвозмездно. Действительно, правители Абу-Даби и Дубая – родственники. Однако
далеко не все верят в то, что помощь обойдется совсем уж даром. Несмотря на
соседство и родственные связи, между Дубаем и Абу-Даби давно прослеживается
скрытое соперничество. Стоило Дубаю уговорить переехать к себе International
Cricket Council, как Абу-Даби предложил английским крикетистам $750 млн, если
они будут 10 лет проводить турниры Twenty20 в этом эмирате. После того как Дубай
организовал теннисные турниры среди мужчин, Абу-Даби тут же стал проводить
соревнования для женщин. После того как в 2011 году в Абу-Даби откроются филиалы парижского Лувра и нью-йоркского Музея Гуггенхайма, эмират станет культурной столицей региона, потеснив Дубай.
В этих условиях некоторые эксперты полагают, что в обмен на финансовую поддержку Абу-Даби может потребовать долю в каком-либо бизнесе (либо весь бизнес) соседей. Одним из самых привлекательных активов как раз и является дубайский перевозчик Emirates. Тем более что, по неофициальной информации, правительство Дубая уже заложило соседям свою авиакомпанию. Так что в недалеком будущем Etihad Airways может ожидать серьезный скачок в развитии, если, конечно, удастся “прирасти” активами Emirates. Но и в этом случае маловероятно, что бренд Emirates уйдет в небытие: слишком много сил и средств было затрачено на его создание. “Etihad Airways никогда не рассматривала и не планирует рассматривать возможность приобретения компании Emirates”, – категорически заявили в Etihad Airways. Если слияние все же произойдет, то бренды Emirates и Etihad Airways останутся независимыми, считает Олег Пантелеев. Также он сомневается, что уменьшится роль авиационного терминала в Дубае – такой крупной авиакомпании, как Emirates, в любом случае нужен свой базовый аэропорт.
Пока же Etihad Airways дотируется эмиратом Абу-Даби и все последние годы работает в убыток. “Мы очень близко находимся к границе прибыльности и планируем выйти на безубыточность в 2011-м”, – заявила глава представительства Etihad Airways в России Наталья Горюнова. Она констатировала, что авиаперевозчик, как и вся отрасль, из-за влияния кризиса развивался не столь стремительно, как хотелось бы.

   ЧТО ТАКОЕ ETIHAD AIRWAYS
ГОД ОСНОВАНИЯ:
2003
РУКОВОДИТЕЛЬ: James Hogan (c 2006 года)
ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ:
около 8500 человек
Etihad Airways является национальной авиакомпанией
Объединенных Арабских Эмиратов и базируется в Абу-Даби, столице ОАЭ. На
сегодняшний день Etihad Airways совершает рейсы в более чем 55 пунктов
назначения на Ближнем Востоке, в Европе, Северной Америке, Африке и Азии.
Количество перевезенных пассажиров за 2009 год составило около 7 млн
человек
ДОХОДЫ за 2009-й не анонсированы (будут анонсированы
ориентировочно в марте 2010-го, по прогнозам 2009 года, данный показатель должен
составить около $3 млрд); доходы за 2008-й составили $2,5 млрд
Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: