В конце прошлого года ЦБ выпустил распоряжение о том, что каждый коммерческий банк должен обзавестись собственным финансовым контролером. Такие специалисты работают и в компаниях, которые вводят международный бухучет или имеют западных партнеров. Профессия финансового контролера возникла где-то на стыке профессий бухгалтера, экономиста, аудитора. И, возможно, следователя.
Что должен уметь финансовый контролер

  • Провести внутренний аудит
  • Помочь в проведении проверки внешнему аудитору
  • Составить финансовый план и проконтролировать его выполнение
  • Проверить обоснованность контрактов, заключенных сотрудниками фирмы
  • Контролировать соотношение расходов и доходов компании, выяснить причины превышения расходов
  • Проверить правильность налоговых расчетов, проведенных бухгалтерией
  • Подготовить экономическое обоснование проектов развития компании
  • Сформировать структуру внутреннего контроля, установить сроки и правила инвентаризации

Предъявите документики!

Московский офис General Electric в конце прошлого года принял на работу нового финансового аналитика. На эту должность был назначен Андрей Гурин, выпускник испанской бизнес-школы IESE. Получив наши поздравления, г-н Гурин вздохнул и пояснил: «Вообще-то я мечтал стать финансовым контролером». Назначению на желанную позицию помешало отсутствие опыта.

Финконтролер — пока еще редкая должность в московском бизнесе. «В российских компаниях пару лет назад такой позиции просто не было», — говорит Елена Терехова, консультант агентства «Империя кадров». Хотя, например, в Германии еще четверть века назад 90% корпораций обзавелись службами внутреннего контроля.

В фирмах, имеющих такую штатную единицу, полномочия финансового контролера обычно достаточно высоки. Такой человек, как правило, подчиняется непосредственно первому лицу или финансовому директору. Иногда у него есть свой штат помощников и статус топ-менеджера. В любом случае его статус выше, чем статус главбуха.

В российских фирмах контролер часто выполняет роль внутренней спецслужбы. «Управление экономической безопасности» — так охарактеризовал работу своего подразделения один из финансовых контролеров. «Я стараюсь перекрыть все возможные каналы для утечки средств налево», — говорит его коллега из другой фирмы.

Финансовый контролер причащен к святая святых — денежным тайнам компании. Его главная функция состоит в том, чтобы всеми возможными способами минимизировать расходы компании. Он проверяет отчеты и контракты, ищет легальные способы уменьшения налогов. Для сотрудников, склонных к разбазариванию корпоративных бюджетов, финконтролер — самый страшный враг. По итогам проверок финансовых контролеров руководители фирм нередко делают оргвыводы.

«Финансовый контролер — одна из тех немногочисленных должностей, к которым интерес работодателей не упал», — говорит Артур Авдеенко, руководитель отдела кадрового агентства «Амплуа». Эта профессия очень актуальна для компаний, работающих над снижением издержек, то есть для всех российских. Если сейлз-менеджеры приносят компании деньги, то финансовые контролеры сохраняют их.

Человек из «большой шестерки»

В российском офисе Stimorol финансовый контролер появился прошлой осенью.

«Раньше нам вполне хватало бухгалтерии и финансового директора, но условия на рынке изменились, — рассказывает Эрик Сандберг, заместитель гендиректора компании. — Теперь еще важнее учитывать, как расходуются средства. Вообще контроль — наиболее употребимое слово для западного менеджмента, особенно если речь идет о филиалах. Финансовый контролер может открыть факты нелегальной торговли, кражи денег на предприятии или ведения бизнеса в неправильном направлении».

Отбор кандидатов на новую должность завершился победой 24-летней Ирины Антоновой, бывшего старшего аудитора финансово-промышленной Alfa-group. В послужном списке Ирины Антоновой также работа в двух компаниях «большой шестерки» (или сколько их там теперь) аудиторов.

Еще будучи студенткой последнего курса Московского кооперативного института, в 1994 году Ирина была принята стажером в Arthur Andersen. Служба персонала этой компании вообще внимательно следит за студентами экономических вузов. Впрочем, Ирина Антонова, по ее собственному признанию, привлекла внимание аудиторской компании в основном благодаря знанию английского языка. «А в теории аудита никто из студентов тогда не разбирался — ее еще не преподавали в наших вузах».

Через год стажировки и обучения по специальным программам молодой специалист перешла в Deloitte & Touche — уже на должность аудитора. «Именно там я в первый раз услышала о financial controlling, — вспоминает нынешний финконтролер Stimorol. — Я участвовала в аудиторской проверке Procter&Gamble и познакомилась там с финансовым контролером компании. Я подумала: какая у него интересная работа, разнообразная, творческая. У финансового контролера не бывает стандартных ситуаций. Каждый день приносит новые задачи. Контролер не просто считает — он создает системы: прохождения документов, решения денежных вопросов, разрешения споров».

Тем не менее в своей следующей компании, Alfa-group, Ирина Антонова заняла позицию не контролера, а старшего аудитора управления корпоративного развития, финансов и контроля. Российская фирма переманила специалиста, предложив ей зарплату, удвоенную по сравнению с той, что она получала в Deloitte & Touche.

В Alfa-group Ирина быстро продвинулась на позицию ведущего эксперта и уже приглядывалась к креслу главбуха. Но тут случился кризис и массовое сокращение штата. Ирина Антонова не стала дожидаться увольнения, сама ушла из компании и начала искать работу. Так она оказалась в Stimorol.

Надо пояснить, что в западных компаниях существуют традиции защиты финансовых контролеров от нападок коллег, ошибки и злоупотребления которых контролеры по долгу службы призваны выявлять. Во-первых, круг обязанностей и процедуры, применяемые этими специалистами, компании стараются максимально формализовать. В случае возникновения конфликтной ситуации контролер всегда готов сказать, что он «просто выполняет инструкцию» и не может, рискуя местом, действовать иначе. Во-вторых, финансовым контролерам всячески покровительствуют их непосредственные руководители — генеральные или финансовые директора. В структуре Stimorol предусмотрена должность финансового менеджера. Когда Ирина встречает проблему или предлагает нововведение, она пишет отчет. Ударной силой в пробивании этого вопроса становится финансовый менеджер Антонина Назарова.

В круг обязанностей финансового контролера Stimorol входит не только внутренний аудит, но и контролирование бюджетов подразделений, помощь в составлении контрактов. «Иногда случается, что наши партнеры сами усложняют контракт так, что рискуют платить больше налогов, — говорит Ирина. Приходится смотреть документы с учетом не только наших интересов, но и их. Мы не хотим, чтобы партнеры теряли деньги на пустом месте».

Для экономиста, который не любит рутины и однообразия и в то же время ищет что-то более практичное, чем просто аналитика, финансовый контролер — идеальная специализация, считает Ирина Антонова.

Контролер из министерства

Старт в одной из компаний «большой шестерки» не единственный путь к должности финансового контролера. «Руководители компаний на место финансового контролера чаще всего ищут способного сотрудника в своем коллективе или стараются найти по рекомендациям знакомых, — рассказывает Елена Терехова из «Империи кадров». — Это должен быть человек, которому доверяют».

Появление позиции финконтролера далеко не всегда происходит с соответствии с долгосрочными планами развития компании. Иногда руководитель просто осознает, что один из сотрудников финансового департамента уже по сути выполняет частично или полностью функции финансового контролера. Тогда фактически сложившееся положение просто узаконивается.

Так в свое время произошло в торговой компании «Альфа-Эко». Финансами там ведают сразу несколько подразделений — служба финдиректора, казначея, планово-экономическое управление и внутренняя аудиторская служба. Два поста — финансового контролера и главного бухгалтера — совмещает Андрей Меньшиков.

До 1997 года он был финансовым чиновником — после окончания Финансовой академии г-н Меньшиков дослужился до поста заместителя главбуха Министерства внешних экономических связей.

Ту же должность поначалу он занимал и в «Альфа-эко». В бухгалтерии молодому специалисту поручили курировать работу с внешними аудиторами, финансовое планирование и контроль.

«Формально я не был финансовым контролером. Но предложил руководству поручить мне эту работу, — рассказывает Андрей Меньшиков. — Я знаю, что в западных компаниях финансовый контролер находится над главным бухгалтером. В моем положении может видеться противоречие: один человек управляет разными подразделениями. Но у меня теперь есть два заместителя — один занимается финансовым, а другой — управленческим контролем. А мне помимо проверки баланса и отслеживания финансовых потоков приходится участвовать в бюджетном прогнозировании».

Бывший главбух, ныне первый заместитель финансового директора «Альфа-Эко» Максим Карасев так определяет круг обязанностей финансового контролера: «Это прежде всего внутренний аудит, затем проработка налоговой схемы и правовое ее обеспечение, оценка контрактов и вычисление результатов сделок. Менеджеры, занимающиеся продажами, часто слишком оптимистичны. Финансовый контролер — это скептик, который просматривает контракты с другой точки зрения: что может быть, если цены поднимутся, спрос упадет, контрагенты откажутся выполнять обязательства, а экономическая ситуации в целом ухудшится. Его позиция консервативна — «лучше остаться при своем, чем потерять».

Строгая женщина

Кто может стать финансовым контролером

Эта должность относится к позициям, на которые предпочитают брать людей постарше. Впрочем, в российских компаниях эта профессия молодая и на должности финконтролеров часто работают люди младше 30 лет. У молодых специалистов больше шансов найти работу в иностранной компании.

Обычно работодатели предъявляют к кандидатам на пост финконтролера следующие требования:

  • высшее экономическое образование
  • опыт работы в бухгалтерии средней или крупной компании или аудиторской фирме — не менее трех лет
  • знание западных систем учета (GAAP и других)
  • навыки управления и задатки лидера.

Западные компании дополнительно выдвигают требования:

  • опыт работы в компаниях «большой шестерки» или на должности финансового контролера в крупной или средней компании
  • знание английского языка
  • знакомство с западными системами аудита
  • динамичный характер.

Елена Львова — финансовый контролер Hilti, ведущего производителя строительно-ремонтного оборудования. В свои 28 лет Елена отличается большой строгостью и требовательностью. Большую часть времени г-жа Львова проводит в командировках, проводя ревизии региональных отделений фирмы.

«Я провожу анализ прибыльности, участвую в создании проектов развития, анализирую затраты, проверяю финансовые отчеты и готовлю санкции — для тех сотрудников, которые допустили нарушения, — рассказывает Елена Львова. — В головном офисе я составляю финансовый план компании, слежу за его выполнением, готовлю экономические обоснования для решений руководства. Я составляю ежемесячные отчеты и направляю их генеральному директору, финансовому директору и в нашу штаб-квартиру в Лихтенштейн».

Как и Андрей Меньшиков из «Альфа-эко», Елена Львова выпускница Финансовой академии. После ее окончания она возглавляла бухгалтерию в небольшой фирме «Трансавиаинструмент», а в 1994 году получила рядовую должность в Hilti в отделе по работе с клиентами. Такова кадровая политика европейской компании — брать на работу людей с перспективой роста.

«Пять лет назад я отвечала на телефонные звонки клиентов, — вспоминает Елена Львова. — Затем полтора года проработала рядовым бухгалтером. Компания в то время еще только закреплялась на российском рынке и потребности в должности финансового контролера не было. А когда штат начал расширяться, выбрали меня, хотя сначала собирались взять на этот пост кого-то рангом выше. Я думаю, большую роль в таком продвижении сыграли мой разносторонний опыт и сильный характер».

У Hilti 20 филиалов в российских городах. Эта сложная структура требует постоянного контроля. Елена Львова проводит внутренний аудит филиалов. «Я пишу замечания не только о том, какие сделаны перерасходы, но что неправильно в документах с точки зрения внутренних стандартов компании и законодательных норм. Проверка включает в себя не только финансовый аспект, но и все стороны деятельности филиала: от правил обслуживания клиентов до правил хранения товаров на складе. При обсуждении решения о будущем филиала мои отчеты являются важным аргументом».

Финансовому контролеру Hilti приходится заниматься еще и обучением персонала. «В региональные представительства набирают в первую очередь менеджеров по продажам, — говорит Елена Львова. — Правильное ведение финансовых документов не является их сильной стороной. В основном нарушения связаны не со злым умыслом, а с элементарным незнанием тех или иных норм. Приходится поправлять».

Вредная работа

Сколько платят финансовым контролерам, $

Круг обязанностей зарплата в западных компаниях зарплата в российских компаниях
Выполнять обязанности финансового директора, формировать финансовую политику компании и управлять денежными потоками; руководить отделом контроля 3000 — 6000 3000 — 4000
Разрабатывать и применять системы контроля 2000 — 1500 1500 — 3000
Проводить внутренний аудит. 500 — 1000 600 — 1100

Источники: кадровые агентства «Амлуа», «Агентство Контакт», «Империя Кадров».

Как вы заметили, функции финансовых контролеров в разных компаниях различаются. Такое происходит и в западных фирмах. Сам глагол control в английском языке имеет несколько значений, в том числе «управлять» и «координировать».

В таких учреждениях, как «Американский медицинский центр», Siemens, финконтролер предварительно проверяет документацию перед тем, как ею займется аудитор. В Hewlett-Pakard контролеры составляют прогноз прибыли и затрат, проводят оценку эффективности запланированных мероприятий, анализируют возможности снижения затрат.

«Проводить воспитательную работу с сотрудниками, которые хотят быстрее потратить средства, не задумываясь о последствиях», — так определяет свою профессиональную задачу Елена Полякова, начальник отдела финансового управления и планирования Пробизнесбанка. Фактически она выполняет функции финансового контролера.

Образцовый контролер сочетает в себе задатки лидера, аналитический ум криминалиста и любопытство бабушки, дежурящей у подъезда, считает Елена Терехова из «Империи кадров». Представьте себе человека, помнящего чуть ли не наизусть множество нормативных документов, не ленящегося эпизодически сверять отчеты о маршрутах движения торговых специалистов с показаниями счетчиков на их спидометрах. Эти люди звонят в рекламные отделы журналов, чтобы выяснить, нельзя ли было заказать там рекламу дешевле, чем это сделали специалисты компании.

«Хороший финансовый контролер знает рыночные цены и может спросить: «А почему вы отдали заказ этой компании, хотя можно было найти другую, которая сделает то же самое дешевле?» — говорит Сергей Жижокин, менеджер по подбору персонала Русского банка Развития. — Финконтролер как специалист должен быть на голову выше бухгалтера, уметь не только считать, но и хорошо понимать, что стоит за цифрами».

Обычно статус финансового контролера компании позволяет ему напрямую требовать отчета у любых сотрудников и даже у топ-менеджеров. Эти люди должны быть стрессоустойчивыми. «Часто приходится обнаруживать неприятные факты: если не хищения, то халатность, — рассказывает один из финконтролеров. — Я в некотором роде нахожусь в оппозиции по отношению к коллективу. Случаются и конфликты».

«Во время кризиса главная тяжесть сокращения расходов легла на нас, финансовых контролеров, — говорит Елена Львова из Hilti. — Эта профессия требует дипломатичности, потому что ты все время находишься между двух огней. С одной стороны — руководство, которое требует объективной информации. С другой стороны — менеджеры, которые считают, что ты им мешаешь работать. Менеджер хочет купить для подразделения новый автомобиль, а финансовый контролер говорит: «У вас и так перерасход». Конфликты возникают потому, что позиция финансового контролера новая и работники не могут привыкнуть, что этот человек постоянно вмешивается в их дела».

Нелегкий труд финконтролеров хорошо оплачивается. Они зарабатывают обычно в полтора-два раза больше, чем главбух в той же компании. Известны случая, когда месячный заработок контролера в московской компании составлял $8000.

Кроме высокого оклада есть и другой заманчивый аспект этой профессии — она открывает большие карьерные перспективы. Финансовый контролер вполне может стать финансовым директором, а затем и руководителем фирмы.

Но и до того как совершить следующий карьерный шаг, финансовый контролер становится очень влиятельным лицом в любой компании. «Руководители подписывают финансовые документы только после того, как их проверит контролер, — говорит Елена Полякова из Пробизнесбанка. — Причем свои замечания у контролера почти всегда бывают. Документы в этом случае неизбежно отправляются на доработку. А самая лучшая оценка твоего профессионализма — когда руководитель, найдя на документе твою положительную визу, подписывает его не читая».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *