Первая мысль, которая приходит в голову при встрече с Джеем Добинсом: «Интересно, не собирается ли этот громила меня прикончить?» Его обритая голова, спутанная козлиная бородка, вытатуированные повсюду черепахи и серебряные кольца на каждом пальце почему-то заставляют усомниться, что перед вами мирный и законопослушный гражданин. Его мускулистые руки разрисованы от запястий до плеч, а взгляд небесно-голубых глаз — жесткий и беспощадный. Когда он зол — а сейчас Добинс очень зол, — он без остановки извергает проклятия.
Внешний вид Добинса был достаточно убедителен, чтобы известная американская банда байкеров «Ангелы ада» признала его своим. Добинс внедрился в банду в 2001 году. К тому времени он 15 лет проработал в Бюро по контролю за алкоголем, табаком и огнестрельным оружием (ATF). Его задача была собрать доказательства, которые позволили бы обвинить членов банды в контрабанде наркотиков, вымогательствах и убийствах. И Добинс, прилежный прихожанин местной церкви и игрок команды по регби аризонского университета, почти на два года стал Джеем «Кукишем» Дэвисом — байкером, рэкетиром и торговцем оружием. Он быстро произвел впечатление на своих новых товарищей. На сто процентов доверять ему «ангелы» стали после того, как Добинс прострелил башку члену конкурирующей группировки.
На самом деле Добинс никого не убивал: на фотографии, предоставленной им «ангелам» в доказательство, позировал полицейский, голова которого была обмазана говяжьими мозгами. Добинсу было непросто сохранить инкогнито, не преступив при этом закон или брачный обет. Он уверяет, что настойчиво отказывался от предложений выкурить косяк или переспать с девочкой-фанаткой. Чтобы избежать подозрений, он покрывал свое тело все новыми байкерскими татуировками и при любом удобном случае лез на рожон. Однажды, рассказывает Добинс, член банды даже устроил ему выговор: «Ты выглядишь как бандит, разговариваешь как отморозок и во всех этих побрякушках похож на обдолбанного голубого. Ты полегче, твою мать». При возможности он сбегал домой в Тусон и на несколько дней вновь превращался в любящего мужа и отца двоих детей.
С заданием Добинс справился блестяще. Летом 2003 года в результате операции «Черное печенье» и нескольких рейдов ATF были арестованы 52 «ангела» и их сообщника. 16 человек сели в тюрьму по обвинениям в рэкете и убийствах. Добинс и те, кто работал вместе с ним под прикрытием, стали героями. ATF наградила его медалью «За отличную службу». Автобиография Добинса «Не ангел» только что вышла и сразу стала бестселлером, а компания Twentieth Century Fox уже купила права на ее экранизацию. Но Добинс совсем не рад тому, как все вышло.
Настоящие трудности начались, когда он вернулся к обычной жизни. Добинс стал слишком известным и не может больше работать агентом. Поэтому он стал баллистом и проводит для ATF экспертизы. Но главное, Добинс опасается за свою безопасность. Он старается скрывать свое местонахождение, но «ангелы», по его словам, следят за ним и его семьей. Много раз его угрожали убить, а прошлым летом пытались поджечь дом. Особенно Джей обижен на ATF — он говорит, что там на него просто наплевали. Он утверждает, что ATF плохо его охраняет и не ищет тех, кто обещал его убить.
В сентябре прошлого года претензии Добинса отчасти поддержало Управление генерального инспектора Минюста США. Оно выпустило отчет, согласно которому ATF «необоснованно и в неприемлемой форме» отказалось реагировать на две угрозы в адрес Добинса. «Безопасность и благополучие наших сотрудников — наша первостепенная забота», — заявляет пресс-секретарь ATF. От других комментариев в ATF отказываются. Сам Добинс утверждает, что очень дорожит работой в бюро, но его «действительно достали бюрократы». Недавно Добинс подал против властей США иск на $4 млн. Он считает, что его бросили на произвол судьбы.
Проблемы начались, когда уголовные дела «ангелов» были направлены в суд. Обвиняемым грозили большие сроки. Но их адвокаты сумели убедить суд, что при сборе доказательств следствие действовало незаконно. Против нескольких человек обвинения были сняты, другим вменили менее серьезные преступления.
После этого Добинсу начали угрожать. В 2004 году, когда он внедрился в другую банду, его по черепам на руках узнал татуировщик «ангелов». «Мы знаем, кто ты, — сказал он Добинсу. — Знаем, где ты живешь. Обещаю: остаток жизни ты проведешь в бегах». Татуировщик получил 17 месяцев за угрозы в адрес федерального служащего.
ATF несколько раз переселяло Добинса и его семью. Какое-то время он жил в Калифорнии, потом в Вашингтоне. Бывший агент утверждает, что просил бюро выдать ему новые документы и засекретить его место жительства. Но ему ответили, что это дорогое и неэффективное использование государственных средств.
Тогда, рассказывает Добинс, он решил позаботиться о себе сам. Он пытался запутать следы, снимал одну квартиру за другой, регистрируя их на имя жены. За свои машины он платил наличными и сразу, чтобы не оставлять следов от кредитной карточки.
Но угрозы следовали за ним по пятам. В документах, приложенных к его иску, говорится об угрозах «со стороны членов группировки [“Ангелы ада”] и их преступных сообщников». Добинс заявляет, что ATF не восприняло эти документы всерьез. Когда он написал формальную жалобу, ему дали понять, что он зря мутит воду, и сняли с работы под прикрытием. В конце концов он выторговал у ATF отступные. Их сумма не разглашается.
Добинс провел несколько лет в бегах и наконец решил поселиться вместе с женой, сыном и дочерью. Купил дом и попросил убрать его имя из налоговых документов. И все же в августе прошлого года в полчетвертого утра его дом подожгли. Добинса не было в городе, в доме были только его жена и дети. «Я подняла голову и увидела стену оранжевого пламени», — говорит его жена Гвен. Они успели выбежать на улицу, но дом сгорел почти полностью. Расследование поджога было передано ФБР.
Домовладельцев всегда подозревают в таких случаях, говорит Добинс, это понятно, но он взбешен тем, что следователи до сих пор не сняли с него подозрений, хотя он несколько раз просил проверить его на детекторе лжи. «По существу они обвиняют меня в попытке убить собственную семью», — возмущается он. Представитель ФБР отказался подтвердить или опровергнуть, подозревают Добинса или нет.
Впрочем, больше всего Добинса бесит другое — что ATF ополчилось на него. «Я 20 лет делал для них всю грязную работу, — сердится он. — Я землю ел, разве что на войну за них не пошел». Добинс не представлял себе жизни без риска и адреналина, связанных с работой под прикрытием. Первую пулю в спину он получил еще до первой зарплаты. За годы работы он 12 раз получал награды и поощрения.
А его семья и друзья недовольны, что он до сих пор одевается и ведет себя как бандит. «Я, типа, влюбился во всю эту бутафорию, — говорит он. — Она стала частью меня». Он признается, что скучает по той жизни. «Это такой кайф, когда несешься с ребятами на скорости 140 километров в час всего в полуметре друг от друга. Такого не испытаешь, даже когда на тебя смотрят 70 000 зрителей на стадионе».
Сейчас Добинс с семьей живет в скупо обставленной съемной квартире. Они ждут, пока отстроят их сгоревший дом. Гвен не решила еще, где жить дальше. «Я понимаю, через что он прошел, мы все жутко устали от этого и очень хотим начать нормальную жизнь, — говорит она. — Но, с другой стороны, иногда я думаю, что было бы неплохо еще раз переехать и устроить себе что-то вроде программы защиты свидетелей». И добавляет: «Я чувствую себя защищенной рядом с мужем, но боже мой, он ведь уже получил по заднице».
Одни считают, что Добинс специально затеял всю эту историю с исками, чтобы сделать рекламу своей книге, другие уверены, что он просто зря подставляется. Сам бывший агент говорит, что последние несколько лет были адом для его жены и детей. «Я принес моей семье много несчастья, — качает головой Джей. — Но больше я не сдвинусь с места и не ударюсь в бега. Хватит». В его голосе слышны то злость, то усталость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *