Кроме смягчения некоторых статей Уголовного кодекса, Дмитрий Медведев поручил правительству разработать меры по поддержке пострадавших от преступлений. Речь идет о материальных компенсациях. Такая практика есть во многих странах мира, а в России — пока нет. Единственное исключение — Кемеровская область. Там губернатор Аман Тулеев еще пять лет назад создал программу помощи пострадавшим от воров и убийц. О том, как эта программа действует, кемеровский губернатор рассказал Newsweek.

Почему в Кузбассе стали компенсировать ущерб жертвам преступлений?
Каждое утро я знакомлюсь с оперативной сводкой. Часто такие сводки сообщают о грабежах, кражах, совершенных в отношении самой социально уязвимой категории — пенсионеров, ветеранов, молодежи. Когда узнаешь, что здоровый амбал подкараулил у подъезда бабушку 1927 года рождения и отобрал у нее сумочку с остатками пенсии или украл запас продуктов, сердце кровью обливается.
И вот пять лет назад мы ввели новый вид социальной поддержки людям, которые пострадали от преступников — лишились мобильника, шапки, куртки, сережек. Оказываем им материальную помощь сразу же после реальной проверки, в течение первых трех дней. Конечно, не всем подряд, не олигархам, не «крутым», а, подчеркиваю, малообеспеченным категориям населения, бюджетникам. Я им пишу, к примеру, письмо: «Уважаемая Марья Ивановна! Мы Вам оказываем материальную помощь в размере стоимости украденной шапки». А расследование идет своим чередом.

По каким преступлениям и какие суммы вы платите? Сколько людей уже получили компенсации?
Прежде всего это кражи, грабежи, разбои. Хотя бывает, что оказываем помощь пенсионерам, у которых мошенники выманили все сбережения, накопленные «на черный день». Только за прошлый год 170 семей кузбассовцев, пострадавших от подобных преступлений, получили помощь из областного бюджета на общую сумму свыше 2 млн рублей.
Вот примеры. Инвалид Великой Отечественной войны 1919 года рождения из Гурьевска, с трудовым стажем около 50 лет, живет на пенсию с супругой 1920 года рождения. В конце января у него отобрали 15 000 рублей, документы — прямо в подъезде. Мы компенсировали ветерану эти деньги. Или вот малообеспеченная семья из Прокопьевска: домохозяйка одна воспитывает двух несовершеннолетних детей — сына-восьмиклассника и дочь-второклассницу. В марте ее сын гулял с двумя приятелями, а к нему подошли трое сверстников и, угрожая ножом, отобрали телефон. Милиция оперативно сработала, нашла малолетних налетчиков, но те уже успели продать мобильник. Где матери взять деньги на новый сотовый? А ведь телефон для нее — постоянная связь с уже подросшим сыном. Мы выделили ей материальную помощь на покупку телефона.

А зачем это делать? Есть же механизмы взыскания ущерба.
Пока злоумышленника найдут, пока разберутся… Глядь, а он уже растранжирил украденные деньги или вещи. С чего возмещать ущерб потерпевшей? Потом суд, колония, где с грабителя несколько лет будут удерживать деньги в пользу пострадавших. А они ждут и надеются на быструю помощь. Принимаемые нами меры смягчают проблему, а значит, помогают обеспечить стабильность в обществе, а кроме того, способствуют повышению доверия кузбассовцев к органам власти всех уровней.

Что важнее: найти и покарать преступника или восстановить нарушенное право, грубо говоря, вернуть награбленное?
Я за комплексный подход. Конечно, преступник должен быть наказан. Мы принимаем все меры, чтобы снизить преступность. Особое внимание уделяем профилактике, первыми в России — и небезуспешно — ввели комендантский час для подростков. Кроме того, разработали специальную программу реабилитации осужденных, чтобы они после освобождения смогли встать на правильный путь и закрепиться в жизни. В местах лишения свободы их обучают 22 востребованным специальностям — на токаря, слесаря, машиниста и пр. Также за счет средств областного бюджета в Кемерове создан Центр социальной адаптации населения на 120 мест. Там освободившиеся из мест заключения получают необходимую помощь.
Но, повторюсь, пострадавшим тоже нужно помочь в восстановлении похищенного. Преступники сейчас пошли циничные, они не гнушаются даже ветеранскими сбережениями. А пострадавшие, на мой взгляд, больше всего страдают от унижения, от понесенной потери. Быстро возвращенные средства позволяют быстрее восстановить моральное равновесие.

Заграница

РАСПЛАТА ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В мировой практике суммы компенсаций жертвам преступлений могут достигать миллиона долларов
Новая Зеландия

Первая страна мира, принявшая в 1963 году Акт о государственной компенсации жертвам преступлений. С тех пор законодательство несколько раз уточнялось. По нынешней схеме ущерб, если не был причинен вред здоровью, компенсирует преступник, а если был – государство. Тогда размер репарации определяет суд в рамках от $1600 до $65 000, в зависимости от тяжести ранений. При фатальном исходе государство выплачивает единовременно $3000 супругу и $1500 детям или другим иждивенцам, оплачивает похороны, устанавливает еженедельное содержание. Также предусмотрена материальная помощь во время судебного процесса вплоть до оплаты переездов и проживания.
Великобритания

Вслед за Новой Зеландией в 1964 году приняла закон о государственной компенсации потерпевшим при причинении вреда здоровью и при утрате сбережений или собственности. При Минюсте была учреждена специальная Служба выплат жертвам преступлений. Каждый тип ущерба имеет стоимость, совокупность ущерба именуется тарифом, а выплата, если не покрывает весь ущерб, то хотя бы свидетельствует о сочувствии пострадавшим. Размер выплаты составляет от $1600 до $830 000. Так, стандартный тариф выплаты семье убитого – $18 100 не считая компенсации «по потере кормильца», иждивенцам, а также похоронных расходов.
США

Также помогают жертвам преступлений не только юридически и в социальном плане, но и деньгами. Эта система действует в Америке с 1965 года. Первым штатом, принявшим собственную программу поддержки потерпевших, была Калифорния. В каждом штате работает своя схема. Кроме того, в 1984 году был принят федеральный Акт о жертвах криминала, и при Минюсте создали координационное бюро. В большинстве штатов компенсируется только причинение вреда здоровью и только в том случае, если ущерб не покрыт страховкой или штрафом с виновника. Максимальный размер компенсации – $10 000–25 000. Эти средства выделяются на оплату лечения, похороны, компенсацию потерь из-за временной нетрудоспособности, затраты на переобучение и переоборудование дома при получении инвалидности и т. п.
Европейский союз

Разработал единую Конвенцию о компенсации жертвам преступлений в 1983 году. Документ предусматривает выплаты из государственных или общественных фондов страны, где было совершено преступление. Это касается убийств и нанесения тяжкого вреда здоровью. Компенсации должны покрывать как минимум потерю заработка по нетрудоспособности, медицинские расходы, а в случае смерти – затраты на похороны. Страны на свое усмотрение оказывают помощь только гражданам ЕС или всем вне зависимости от гражданства. Схемы в каждой стране тоже разные. Например, в Греции и Италии вообще нет единых центров помощи пострадавшим. Дания, Финляндия, Франция и Швеция возмещают ущерб от краж, и почти все страны ЕС, за исключением Испании и Люксембурга, – стоимость поврежденных при нападении личных вещей.
Источники: Compensating crime victims. Issues Paper/Law Commission, Wellington, 2008; Criminal Injuries Compensation Scheme 2008 in England, Scotland and Wales. CICA; Office for Victims of Crime (OVC), USA; Green Paper: Compensation to crime victims. The European Commission, 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *