«Учу тебя, учу – толку ни грамма. Ведь в этойТретьяковкетолькоодни командировочныеили гости столицы», – говорила героиня фильма «Москва слезам не верит» Людмила своей подруге Кате. Действительно, жители столицы от мала до велика избалованы зрелищами.

Сегодня даже государственным музеям, получающим дотации, приходится изобретать все новые и новые способы привлечения внимания капризной публики. Так, в прошлом году Дарвиновский музей открыл интерактивный комплекс «Путешествие с животными». Благодаря технологии дополненной реальности животные покидают витрины и бегут общаться с посетителями.

«ПервыекомпьютерывэкспозициисосправочнымипрограммамиивозможностьювыходавИнтернетпоявилисьвмузеев1998г.Первыеинтерактивные экспонаты – в 2002г.,– рассказала «Ко» пресс-секретарь Дарвиновского музея Татьяна Коровкина.– Количество наших посетителей неуклонно растет и в данный момент перевалило за 600000 человек в год. Во многом этому способствует то, что музей ежегодно дополняет экспозицию интерактивными программами, образовательными центрами и лабораториями. Но успех зависит не от факта наличия интерактивов в музее, а от качества их выполнения и уместности в экспозиции».

К слову, в Третьяковской галерее весь интерактив ограничивается экскурсиями для посетителей, взаимодействия с экспонатами или использование технологий в экспозиции не предполагается.

Для сравнения: интерактивную выставку «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты» за неполных три месяца посетили более 80000 человек. Опыт «Французских импрессионистов» повторили создатели выставки «Дали – Живые полотна», и тоже не без успеха. Восновном подобные экспозиции базируются на видеотехнологиях. И еще один важный момент: несмотря на то, что выставки с успехом гастролируют по России и приносят своим владельцам прибыль, бизнес этот исчерпаем, то есть для его продолжения всегда нужны новые идеи и инвестиции. Однако есть предприниматели, готовые строить на фундаменте зрелищности и искусства стабильный и рассчитанный на долгие годы бизнес.

Бизнес-бал

«Бал роботов» – компания, чей годовой оборот составляет порядка 100 млн руб. Аначиналось все чуть более года назад, и даже не с идеи – с названия. «Моя давняя знакомая и партнер по разным проектам Марина Левашова придумала название «Бал роботов»,– рассказывает сооснователь компании «Бал роботов» Игорь Никитин. – Детальной идеи у Марины тогда не было, представлялось что-то вроде вечернего мероприятия с роботами, бал роботов. Уменя было желание сделать научно-техническое мероприятие. Немного подумав, мы пришли к общему знаменателю. Сначала проект «Бал роботов» задумывался как недельное мероприятие, в рамках которого посетители могут посмотреть и повзаимодействовать с роботами. Затем поняли, что если показывать действительно интересную робототехнику, то меньше чем на месяц делать выставку нерентабельно».

Самая первая инвестиция в проект «Бал роботов» составила около $1млн. Средства были частично свои– Игорь Никитин по первому образованию геофизик, а по второму– финансист, получил разнообразный опыт работы (от финансовых структур до кинобизнеса), частично заемные. У Марины Левашовой (впрошлом главный редактор журналов по архитектуре и дизайну, ведущая на НТВ и создатель брендов, в том числе бренда «Сколково») тоже имелись собственные средства. Перед самым открытием в компании «Бал роботов» появился третий соинвестор – бизнесмен и меценат Гор Нахапетян (вице-президент Московской школы управления «Сколково» и экс-владелец сети ресторанов «Этаж»). 15 апреля 2014 г. в Москве, в Artplay, состоялся первый «Бал роботов».

Стоимость одного робота составляет 3–7 млн руб. Проект должен окупиться за три года. «Мы хотим растить российскую инженерную элиту,– делится планами Игорь Никитин. – У нас есть много инженеров– исполнителей разного уровня, но вот с создателями негусто. Поэтому одна из наших ключевых задач– сначала вызвать интерес общественности к робототехнике, азатем привлекать детей и подростков к процессу создания роботов, таким образом стимулируя появление нового поколения креативных инженеров».

Инженерный инкубатор и прочее

«В этом году мы открыли «Робошколу», в которой учим детей от пяти лет робототехнике, основам ведения бизнеса и обязательно основам разработки дизайна, – рассказывает о проекте Игорь Никитин. – Одна из моих любимых цитат принадлежит Алексею Туполеву: «Некрасивые самолеты не летают». И это действительно так: любая техника, если она сконструирована красиво, значит, она сконструирована правильно».

Обучение в школе стоит от 4000руб. в месяц, пока курс рассчитан на три месяца. Для одаренных личностей есть квоты, правительство Москвы поддержало проект, поэтому у Игоря Никитина и его команды появилась возможность учить некоторых детей бесплатно.

Для взрослых в «Робошколе» тоже есть специальных курс. Называется он «Квадрокоптер своими руками». Курс состоит из шести занятий и стоит 8000 руб. плюс 23 000 руб. – цена набора деталей для квадрокоптера.

Еще одно направление педагогической деятельности компании «Бал роботов» – летний городской лагерь «Роболагерь». Смена длится пять дней и стоит почти 16 000 руб. «Мы приветствуем оригинальные проекты детей, – говорит Игорь Никитин. – Идаже хорошо, если это будут роботы бесполезные. Только создавая нечто отвлеченное, воображение работает без ограничений. И пусть это будет несовершенная конструкция, главное, чтобы ребенок учился мыслить нешаблонно, тогда он вырастет в инженера-создателя».

На эту же цель работает и еще одно подразделение компании «Бал роботов», занятое ритейлом. «Бал роботов» является официальным дистрибьютором фирм Areal и Are, которые производят развивающие наборы робототехники и дизайнерские игрушки-роботы. Обучение через игру до сих пор остается самым эффективным методом.

Для взрослой аудитории у компании «Бал роботов» тоже есть специальное подразделение. Это «Агентство роботов», оно продает или предлагает в аренду различную робототехнику. «Роботов арендуют на мероприятия, берут для тимбилдингов, дней рождения, форумов. Крупные компании могут позволить себе робота-хостес, – поясняет ИгорьНикитин. – Посетители офиса точно не забудут робота-секретаря. Иногда компании даже покупают такого робота. Правда, стоит он недешево – 4–5 млн руб., и еще около 300 000 руб. – цена за годовое обслуживание».

Впрочем, по мнению представителей event-рынка, удивить роботом на московском мероприятии уже достаточно сложно. «Когда роботы только появились, их привлекали везде и всюду, начиная от корпоративных новогодних вечеринок в космическом стиле до выставок и модных показов,– комментирует режиссер мероприятий проекта Kozeeva.ru Юлия Козеева. – Сейчас энтузиазм значительно спал. Все-таки они достаточно дороги, а практическое применение им найти сложно.В целом роботы, особенно большие и двигающиеся, привлекают внимание, если применять их в тех сферах, где до этого они не были задействованы».

По словам Игоря Никитина, сейчас наиболее доходная часть его бизнеса – выставочная деятельность. Но это низкомаржинальная часть. Другие части бизнеса более маржинальны, но обороты пока небольшие.

Без гаджетов

Не все популярные интерактивные выставки базируются на достижениях современных технологий. Выставка Аллы Ключниковой «Алиса в Стране чудес» основана на книге, а своей целью ставит отвлечь детей от гаджетов в пользу литературы и офлайн-игр. Посетителям выставки предлагается посмотреть в гигантский калейдоскоп, освоить старинные английские игры и окунуться в атмосферу Страны чудес Льюиса Кэрролла. И никаких гаджетов. Разве что висящая над лестницей улыбка Чеширского Кота, невозможная без современных технологий.

Алла Ключникова занимает должность советника в «Новахов Капитал банк». Проект «Алиса в Стране чудес» придуман ею совместно с творческой командой и реализован на собственные средства. Размер инвестиций Алла не раскрывает, а опрошенные «Ко» аналитики затрудняются с расчетами. Выставка «Алиса в Стране чудес» стартовала в конце мая в Москве, в столице она пробудет до сентября, а затем переедет в Санкт-Петербург. «Это потребует дополнительных инвестиций, – признаетАлла Ключникова. – Нопрогнозы наших партнеров – портала Ponominalu.ru – благоприятные. Пока выставка– это проект для души, но, возможно, в дальнейшим она станет основным источником дохода».

Монетизируется выставка за счет продажи билетов. Цены начинаются от 350 руб. (детский билет в будни) и доходят до 1850 руб. (двое взрослых, двое детей, выходные).

В день открытия выставка собрала более четырехсот гостей. ВСтрану чудес команда Аллы Ключниковой превратила особняк Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. Стоимость аренды особняка в центре Москвы организаторы выставки не озвучивают, но, по данным аналитиков компании Blackwood, она может достигать $100–1200 за квадратный метр в год. Ежедневная посещаемость в будни уже составляет от 250 до 400 человек, по выходным– более 1000. «Думаю, что выставка окупится к сентябрю, а судя по динамике посещения, даже принесет прибыль», – оптимистично заявляет Алла Ключникова.

«На первый взгляд можно сказать, что проект весьма интересный, в Москве подобных идей очень мало, тогда как, например, в Европе такие музейчики в больших городах на каждом шагу, – рассуждает партнер группы компаний vvCube Вадим Ткаченко.– Такой проект будет очень востребован у москвичей. При достаточных вложениях в рекламу он окупится, и даже принесет прибыль».

В этом году у выставок есть дополнительное преимущество. «Всвязи с высоким курсом доллара и евро концертно-гастрольный рынок в очередной раз практически умер, выставки благодаря невысокой стоимости билетов и хорошей посещаемости остаются на плаву и продолжают открываться, – констатирует Елена Бедуш из информационного партнерства «Бедуш & Маренникова». – Сейчас уже подросло новое поколение москвичей, которые ведут социально активный образ жизни и желают приобщения к чему-то новому. В этом смысле интерактивные выставки, с одной стороны, дают чувство причастности к науке или культуре, а с другой– представляют это в максимально простой и понятной форме, доступной даже детям. Поэтому максимальную посещаемость показывают именно те проекты, которые рассчитаны на семейную аудиторию и где присутствует культурная составляющая. «Алиса в Стране чудес» и другие проекты из обзора отлично вписываются в оба эти параметра».

Надо заметить, что в этом году сказка Льюиса Кэрролла отмечает 150-летний юбилей, и представители event-рынка активно используют тему Страны чудес. Так, в Москве летом состоится Sensation Wicked Wonderland – шоу по мотивам «Алисы в Стране чудес», делающее ставку на современные технологии, а в Новосибирске с успехом прошла одноименная танцевальная постановка.

В планах Аллы Ключниковой создание серии выставок по популярным литературным произведениям. «Проект интересный, – резюмирует Юлия Козеева.– Вцелом есть большая проблема, куда повести детей, чтобы им было интересно. В Москве существует несколько детских центров, которыми можно заинтересовать детей с разными типами мышления. В регионах развлечения более традиционны, и поэтому, полагаю, при грамотной рекламе у этого необычного проекта хорошие перспективы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *