Знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов еще в середине прошлого века говорил, что к 2014 г. роботы начнут появляться в нашей повседневной жизни. Правда, их будет немного и они не станут отличаться продвинутым интеллектом. По мнению Азимова (а многие его предсказания сбылись), будет создан прототип некой «электрической домработницы» – на первых порах огромной, неуклюжей и мало полезной в быту. Действительно, несмотря на то, что уже несколько лет на нашем рынке продаются роботы-пылесосы, летающие дроны, технологии «умного» дома и тому подобные технические устройства, они не отличаются наличием искусственного интеллекта, человекоподобностью и не способны полностью избавить нас от хозяйственных хлопот.

Футурологи спорят: должен ли робот стать помощником человека или полностью вытеснить Homo Sapiens в отдельных отраслях? В промышленности уже давно применяются роботы, взявшие на себя наиболее трудоемкие и вредные для человеческого организма функции, но они весьма ограничены в своем функционале. Ни один промышленный робот не в состоянии побеседовать на философские темы или принести чашечку кофе.

Разработка робота Honda Asimo, которого японцы любят привозить на разного рода выставки, обошлась в несколько миллионов долларов. Он очень похож на человека как внешне, так и по моторике. Однако Honda его использует, скорее, в промоутерских целях, демонстрируя передовые технологии. О внедрении подобных устройств в повседневную жизнь речи пока не идет: они слишком дороги и не могут обойтись без помощи целой армии обслуживающего персонала. Но зачем роботу двигаться, как человек, уметь танцевать, если можно ограничиться набором функций, полезных в той или иной сфере деятельности, решили в компании AlfaRobotics. Например, сотрудник рецепции в отеле вовсе не обязан готовить клиенту кофе, а заправщик на АЗС – проверять техническое состояние автомобиля.

Роботы с ограниченным функционалом существенно дешевле того же Honda Asimo, но могут выполнять свои функции не хуже, чем человек за стойкой информации в торговом центре. Кроме того, использование роботов способно принести существенную выгоду для бизнеса: если средняя зарплата промоутера в Москве равна примерно 40000руб., а еще ему нужно предоставлять выходные и оплачивать больничные листы, то робот трудится без устали и может оправдать себя буквально за год-два (цена такого робота около 1 млн руб.).

При этом не стоит забывать и о «вау-эффекте», который вызывает появление в торговом зале чуда техники. «Живые» промоутеры уже давно никого не удивляют, и посетители торговых центров их, как правило, не замечают, но появление первых роботов собирало целые толпы зевак. Однако иностранные роботы крайне дороги, и их приходится «дорабатывать» под требования российских клиентов, сетует гендиректор AlfaRobotics Владимир Венеров.

Поэтому он решил запустить в РФ собственное производство роботов. Первая серийная модель AR-D была выпущена в марте 2015 г. ипредставлена на московской выставке «Дизайн и реклама». На сегодняшний день в России это единственная модель роботов, не только способная давать информацию, оказывать помощь в навигации по территории выставочных комплексов, торговых центров, аэропортов и прочих больших площадок, но и умеющая отвечать даже на самые сложные вопросы собеседника и поддерживать интеллектуальную беседу.

Даша – «дура»

Владимир Венеров свыше десятка лет занимался производством светодиодной рекламы и ни о каких роботах не помышлял. Бизнес в этой сфере приносил неплохой доход, и ни о каких инвестициях в стартапы он и не думал. Однако его брат Александр Амбарцумов буквально заразил Владимира идеей производства роботов. Он возглавляет компанию AlexRobotics и в прошлом году привез в Россию робота FURO D производства южнокорейской Future Robot. Но представления корейцев о функционале робота оказались несколько отличными от того, что ожидали от «гуманоидного» робота россияне, поэтому пришлось его существенно дорабатывать. Фактически была куплена лишь оболочка, а все внутреннее программное обеспечение переделали, наделив робота «российской ментальностью» и именем Даша. Инженерной группе компании AlexRobotics пришлось дополнить интеллектуальную базу своего детища набором необходимых фраз. Если вы обзовете Дашу дурой, она вежливо скажет вам: «Не надо так меня называть!» Правда, случаются и инциденты, так как наши люди еще не привыкли общаться с роботами на равных. На одной из выставок подросток устроил Даше настоящее интеллектуальное тестирование, спрашивал даже о прогнозе погоды на следующий день, но так и не смог поставить «девушку» в тупик. Разозлившись, он попытался оторвать одну из деталей, но разработчики предусмотрели и это, сделав свое детище антивандальным.

«Мы купили оборудование, вложив в него несколько миллионов рублей, более точную цифру я бы называть не хотел. На базе моего производства светодиодной рекламы мы выделили место под цех по сборке роботов. Серийный выпуск начался в марте, и пока мы можем выпускать лишь несколько экземпляров в месяц», – рассказывает Владимир Венеров. Он признался, пока об окупаемости проекта говорить рано, так как не совсем понятна емкость рынка: она может исчисляться десятками экземпляров, а может, и тысячами. На сегодняшний день из новой серии был продан только один робот, но с увеличением спроса можно будет снизить цену как минимум в два раза. «Пока что, на наш взгляд, спрос в РФ на подобные устройства не очень велик. Предложение здесь явно превышает спрос – есть несколько стартапов, выпускающих роботы подобного плана, но массовых продаж не видно. До сих пор не очевидна экономическая обоснованность. Кроме того, массовому применению мешает бóльшая по сравнению с Кореей консервативность людей», – поясняет исполнительный директор ЗАО «Ланит-Терком» Владимир Уфнаровский. «На мой взгляд, непосредственно в РФ данный рынок не существует, и вряд ли производителю соответствующей продукции стоит надеяться на сколько-нибудь устойчивый спрос внутри страны. Судя по всему, само заявление касательно выпуска является маркетинговым ходом, направленным в том числе на привлечение инвестиций», – категорично заявляет финансовый аналитик ИХ«Финам» Тимур Нигматуллин.

«Мне довелось испытать на деле подобные модели, представленные в Москве на выставке TechTrends. Можно говорить о том, что они действительно вызывают «вау-эффект», но при этом могут быть использованы для удаленного контроля сотрудников, для обслуживания посетителей ресторанов и кафе. То, что сейчас выглядит странно, через несколько лет станет обыденным», – говорит руководитель проекта «Инвестиции 101.ру» Руслан Смирнов. В качестве примера он упоминает шлемы виртуальной реальности. Последние получили мощный импульс для развития с появлением Oculus Rift, и теперь их можно увидеть на развлекательных мероприятиях, а также в качестве аттракциона в аэропортах. Руслан Смирнов предполагает, что первое применение AR-D найдет именно в аэропортах, любящих поражать посетителей и иностранцев новинками, кроме того, там достаточно средств и места для демонстрации. Комплектующие, скорее всего, будутпо-прежнему закупаться в Азии, на сегодняшний день у нас нет нужныхпроизводств процессоров и экранов.

А поговорить?

Понимая, что антропоморфные (человекоподобные) роботы – это слишком сложное и затратное направление, спрос в котором пока достаточно низок, основатели AlfaRobotics решили пойти по несколько иному пути. Они разработали стационарную модель робота, которая не вызывает такого «вау-эффекта», как Даша, но она существенно дешевле Даши (около 300 000 руб.) без потери функциональности. Это обычный экран. Его можно крепить на стену, ставить на стол рецепции в отеле, офисе или на стойку информации в торговом центре. Можно даже сделать его в виде головы человека, как у Даши, которая будет демонстрировать эмоции и отвечать на вопросы. Сфера применения таких устройств просто огромна, уверен Александр Амбарцумов. Подобными роботами можно заменить сотрудников, выполняющих информационные функции. Приобретение такого робота способно окупиться буквально за год (если сравнивать с ценой содержания сотрудников). Подобные устройства можно устанавливать даже на заправках. ВЕвропе получили широкое распространение автоматические заправки, работающие без участия человека: достаточно вставить пистолетвгорловину бензобака, а кредитную карту в автомат. Но в России опять же другой менталитет: заправщик – это не только человек, открывающий бензобак, но и собеседник, с которым можно перекинуться парой фраз о погоде, состоянии дорог, пробках и т.д. Функцию этих сотрудников, а заодно и кассиров могут взять на себя роботы, уверены создатели Даши. В этом смысле перспективы «урезанной» версии робота-промоутера могут быть практически неограниченными. Это и функции секретаря в офисе, и сотрудника на стойке информации в отеле, в аэропорту, на железнодорожном вокзале. Сложно даже представить, в какой сфере подобные устройства не могли бы найти применения.

Однако существует важное «но»: несмотря на высокое развитие искусственного интеллекта, далеко не на все вопросы роботы в состоянии ответить самостоятельно. Поэтому у каждого есть возможность «воспользоваться подсказкой». Робот имеет прямую связь с оператором, который, в свою очередь, может находиться даже в другой стране. В случае если робот не способен найти ответ на вопрос, он переходит в «ждущий режим» и отправляет запрос оператору. По статистике, один оператор может обслуживать до пяти роботов, поэтому это ведет лишь к незначительному увеличению стоимости обслуживания подобной техники. Однако массовое внедрение роботов в повседневную жизнь– лишь перспектива сравнительно отдаленного будущего, полагают опрошенные «Ко» эксперты. Пока бизнес не поймет, что использовать роботов выгодно, ни о каком массовом производстве речи быть не может. ВладимирВенеров признает, что ставка пока делается на сдачу роботов в аренду тем, кому нужен тот самый «вау-эффект». Получить робота в пользование на несколько дней стоит не так дорого, но это, без сомнения, привлекает внимание потенциальных клиентов. «Сегмент явно будет развиваться, но, скорее всего, «взрыв» на этом рынке произойдет еще не скоро, не раньше, чем лет через семь-десять. Существующие на данный момент технологии пока не позволяют сделать дешевое и надежное устройство, приносящее реальную выгоду при использовании»,– резюмирует Владимир Уфнаровский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *