Кризис затрагивает все отрасли производства, однако транспортное машиностроение – производство подвижного состава для железных дорог, метрополитенов и трамвайных сетей — находится в особом положении, поскольку зависит в основном от государственных заказчиков.

В конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил выделение 60 млрд рублей на закупку новых локомотивов для РЖД, однако деньги передавались железным дорогам с большими задержками, в начале года приходили сообщения о падающей загрузки машиностроительных предприятий. Журнал «Компания» попросил экспертов высказать свое мнение о ситуации в транспортном машиностроении и перспективах отрасли.

Михаил Низов, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации:

"Спрос на вагоны напрямую зависит от тенденций на рынке транспортных услуг, на которые оказывает влияние состояние экономики страны. Если экономика в депрессии, а объемы перевозок снижаются, то спрос на грузовые вагоны неизбежно падает. При мощности вагоностроительных заводов порядка 90 тыс. ед. в год максимальное производство составляло чуть более 70 тысяч грузовых магистральных вагонов в 2012 году, когда операторы активно меняли грузовой парк. Затем, по мере насыщения рынка вагонов и несовершенства механизмов тарифного регулирования возникло отставание в развитии инфраструктуры. Сокращение рентабельности перевозок привели к сокращению спроса на вагоны до 20 – 27 % ежегодно. В настоящее время профицит мощностей по производству вагонов составляет около 60 %. Некоторую позитивную тенденцию имеет спрос на полувагоны и думкары, используемых для обслуживания инфраструктурных и иных проектов, финансируемых из средств государственного бюджета.

Спрос на вагоны метро и трамваи, доля которых в общем объёме производства незначительна, подвержен меньшим рискам, так как формируется в основном городскими администрациями с целью развития наиболее производительных и экологически чистых городских видов общественного транспорта для жителей своего региона".

Виталий Малый, аналитик-обозреватель Информационно-издательской службы "Металлоснабжение и сбыт":

"На рынке грузовых и пассажирских вагонов серьезный кризис. За восемь месяцев 2015 г. производство грузовых и пассажирских вагонов сократилось на 60% по сравнению с АППГ, многие предприятия перешли на трехдневную рабочую неделю. На рынке грузовых вагонов такая ситуация связана с кризисом перепроизводства. Вслед за ростом российской экономики, а также приватизацией подвижного состава, длительное время росли закупки вагонов. Это привело к тому, что часть неспециализированных заводов, например, производители металлоконструкций или вагоноремонтные предприятия, начали выпускать наиболее массовые типы вагонов, в первую очередь, полувагоны. На сети появился «лишний» подвижной состав. Катализатором уменьшение числа закупок грузовых вагонов стали две причины: начало экономического кризиса в российской экономике и вступление в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности ж/д подвижного состава», увеличившего стоимость и сложность модернизации вагона.

Ближайшие два года пройдут в условиях работы производителей с невысокой загрузкой мощностей. На самом конкурентном рынке — рынке грузовых вагонов — сформировался серьезный профицит мощностей, поэтому в ближайшие годы можно ожидать ухода с рынка неспециализированных предприятий. Выпуск вагонов едва ли в ближайшие годы достигнет пиковых показателей в 80 тыс. шт., гораздо более вероятно, что в 2015-16 гг. их производство будет на уровне 30-40 тыс. шт. Кризис на рынке грузовых вагонов уже привел к тому, что крупнейшие производители начали серьезную борьбу за клиентов, предлагая вагоны с улучшенными эксплуатационными характеристиками — т. н. «инновационные» вагоны".

Игорь Скок, главный эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ):

"Развитие транспортного машиностроения тесно связано с ситуацией в железнодорожной отрасли. Рост объема перевозок, новые производственные и технологические задачи железнодорожников стимулируют машиностроителей разрабатывать новые продукты. В настоящее время конкуренция в транспортном машиностроении усиливается, потребители выбирают продукцию на основе их технических и эксплуатационных характеристик.

Андрей Цыганов, директор по аналитическим исследованиям ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» (НПК ОВК):

"В 2015 году на рынке производства грузового подвижного состава произошли значимые изменения. Фокус сместился из количественной плоскости в качественную: на смену массовым закупкам типовых вагонов пришел спрос на подвижной состав нового поколения, в первую очередь, специализированный.

За 9 месяцев 2015 года российские компании практически полностью отказались от закупок типовых вагонов на тележке 18-100 советской конструкции: их производство отечественными заводами упало в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, причем около 20% произведенных вагонов поставлялись за пределы РФ по экспортным контрактам. В сегменте вагонов нового поколения спрос остается на стабильно высоком уровне: их доля в структуре производства заводов выросла до 54%, а в сегменте полувагонов – до 85%. По оценкам экспертов, данный тренд сохранится, и выпуск вагонов со значительно улучшенными коммерческими и эксплуатационными характеристиками составит более 90%".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *