Dolby – один из самых узнаваемых брендов в мире. А его основатель Рей Долби – серьезный ученый, работающий в собственной лаборатории много десятков лет. Он не кинозвезда, чтобы мелькать на обложках журналов и в телеэкранах. Рей Долби – обыкновенный гений.

Рей Долби родился в 1933 году в Портленде, штат Орегон, США, но все детство провел в Сан-Франциско. Он замечательно учился в школе, поэтому когда шестнадцатилетний Рей зашел в местную компанию Ampex и попросился на работу, его взяли на неполный рабочий день. Несколько лет Рей занимался в отделе звуковых носителей компании – работал над улучшением магнитофонной ленты. О компании Ampex, с которой связана судьба Рея Долби, стоит рассказать подробней.

В 1945 году после окончания войны из Германии в Америку сплошным потоком шли солдатские посылки с трофеями. Чтобы проконтролировать этот процесс, командование оккупационных войск установило лимит на вывозимые ценности. Был введен запрет на вывоз автомобилей, драгоценностей и прочих предметов, которые могли бы спровоцировать военнослужащих на правонарушения. Разрешалось пересылать на родину небольшие по весу и объему посылки, в которые ничего особо ценного не положишь.

Так вот, в том победном 1945 году во Франкфурте американским военнослужащим Джеком Муллином на местной радиостанции были обнаружены два магнитофона производства компании AEG. Раньше ничего подобного он не видел. Никто не видел – работы по магнитной звукозаписи велись только немцами, державшими эту технологию в секрете. Сообразив, что в руках у него “золотая курочка”, Муллин разобрал аппараты, уложил их в посылочные ящики, да и переправил домой в Америку. Сослуживцы над ним потешались – вместо ценностей Джек пересылал домой какие-то железки…

Демобилизовавшись (а это произошло не сразу), Муллин вернулся в родную Калифорнию, собрал аппараты, а в 1947 году устроил две публичные демонстрации изобретения немцев. Первая демонстрация интереса не вызвала вообще. Вторая удивила специалистов – на студии MGM Муллин записал голос Бинга Кросби. Эта демонстрация больше всех впечатлила самого Кросби. Когда трофеем Муллина заинтересовалась компания Ampex из Сан-Франциско (а заинтересовалась только она), Кросби инвестировал в исследования $50 000 из личного капитала. Как показало время, это было хорошее вложение.

Компания Ampex была создана русским эмигрантом Александром Михайловичем Понятовым. Это небольшое предприятие занималось разработкой звукоусилительной ламповой (другой тогда и не было) аппаратуры. Понятов сразу осознал перспективы магнитной звукозаписи. И, засучив рукава, взялся за разработку первой модели американского магнитофона. К слову, Ampex была единственной компанией в мире, занимавшейся этим видом техники. Другие включились в процесс только после успеха первого магнитофона Ampex Model 200.

Рей Долби помогал инженерам Ampex подыскивать материал для подложки магнитной ленты. В первых образцах лента была бумажной с металлическим порошковым напылением. Затем попробовали целлулоид. Наконец, нашли подходящий материал – лавсан.

Вероятно, роль Рея сводилась не только к тому, чтобы бегать за кофе “для взрослых”, потому что в 1953 году, когда Долби поступил в Стэнфордский университет, Понятов его не уволил. И Рей одновременно учился и работал – вплоть до 1957 года, когда закончил Стэнфорд и отправился в Англию, в Кембридж. В эти студенческие годы Рей входил в особую команду Понятова, занимавшуюся разработкой первого в мире видеомагнитофона – квадродуплексной системы магнитной записи (то есть системы с четырьмя головками на вращающемся барабане и поперечной записью дорожек на магнитную ленту).
В Кембридже Рей продолжил учебу в аспирантуре и параллельно работал на английское ведомство атомной энергетики в качестве консультанта. В 1961 году Рей Долби получил степень доктора физики. До 1965 года он работал в Индии по линии ООН. В 1965-м уволился и ушел в свободное плавание, основав в Лондоне собственную компанию Dolby Laboratories.

Поначалу в маленькой компании работало всего четыре сотрудника, включая и самого Рея. Но уже через год Долби продал звукозаписывающей компании Decca несколько устройств шумоподавления типа Dolby A. В то время это был настоящий прорыв. Слабым местом технологии аналоговой магнитной звукозаписи являются шумы, проявляющиеся в виде шороха, на фоне которого звучит записанная на ленту музыка и голос.

Природа этого шума была детально исследована Реем. Выводы, к которым пришел Долби, позволяли разделить шумы на несколько видов. Первый – низкочастотный рокот лентопротяжного механизма, передаваемый через головку записи на ленту. Бороться с ним можно было совершенствованием механических узлов магнитофона, сводя шум к минимуму.

Вторая, более заметная часть шумов – высокочастотный звук, образованный трением поверхности ленты о головку записи. Устранить его очень трудно, поскольку даже полированная поверхность лавсановой ленты и высококачественная эмульсия в любом случае обладают некоторой абразивностью.

Долби решил попробовать устранить шум электронным способом. Система Dolby A – это специальным образом настроенный пассивный фильтр, срезающий высокие частоты в звуковом спектре записи. Поскольку шум всегда звучит тише основной записи, сузив спектр в верхней его части можно добиться чистого звучания. Но вместе с этим запись становится глуховатой, лишается ценных нюансов – верхняя часть звукового спектра влияет на создание стереоэффекта и отражается на достоверности звучания.

В 1970 году лаборатория Долби совершила технологический прорыв, разработав систему шумоподавления Dolby B. Момент выпуска новой системы совпал со всеобщим распространением кассетных магнитофонов.
Выпущенные в начале 60-х годов компанией Philips кассетные деки к 70-м годам стали сверхпопулярны. Компакт-кассета, в которой узкая полимерная пленка с нанесенным на нее магнитным порошковым слоем была заключена в жесткий корпус с элементами лентопротяжного механизма, оказалась очень удобной в самых различных применениях.

Компакт-кассеты работали в профессиональной сфере – в диктофонах и профессиональных репортерских рекордерах. Они проникли в область бытовой техники, потеснив ленточные магнитофоны бюджетного и среднего класса (ленточные аппараты оставили за собой только нишу техники аудиофильского качества). Но именно в кассетных магнитофонах проблема шума стояла особенно остро, поскольку по всем характеристикам кассетные рекордеры уступают “большим” ленточным магнитофонам.

В шумоподавителе Dolby B Рей и его сотрудники смогли совместить две взаимоисключающие технологии – срезания верхней части звукового спектра записи и одновременного ее усиления. В чем здесь дело? В том, что шум имеет значительно меньшую громкость, чем самый тихий основной звук. Поэтому главной задачей устройства шумоподавления является вычленение в верхней части звукового спектра тихого высокочастотного звука и подавление его, при одновременном пропускании верхних частот основной записи. Долби удалось этого добиться. И к концу 70-х годов прошлого века системой Dolby B были оснащены все кассетные деки и портативные магнитофоны среднего и высшего классов.

В 1980 году Долби выпустил третью версию своего шумоподавителя – систему Dolby C. В этой системе шум подавлялся не только на стадии воспроизведения, но и в процессе записи звука. Главное усовершенствование – применение технологии динамического подмагничивания, когда уровень магнитного поля изменялся в зависимости от уровня аналогового электрического сигнала. В паузах сила звука уменьшается, уменьшается и интенсивность подмагничивания пленки – громкость звука на записи падает до минимума, и шумы легко отфильтровать при воспроизведении. Системой Dolby C оснащались высококачественные кассетные деки, магнитофоны аудиофильского качества и студийные аппараты.

В 1976 году на волне успеха шумоподавителя Dolby B компания Dolby Laboratories получила колоссальные доходы, позволившие Рею перевести бизнес на родину. Компания переселилась из Лондона в Соединенные Штаты – в Сан-Франциско, где она располагается и сегодня. Рей и костяк инженерных кадров, с которым он когда-то начинал работу, стали очень состоятельными людьми. Атмосфера в центре разработки царила примерно такая же, какая сегодня царит в головном центре Google.

Под началом Рея работали очень увлеченные люди, влюбленные в электронику и высококачественный звук. В 1975 году компания Рея Долби освоила новую нишу – она вышла на рынок кинотеатральных звуковых систем, разработав технологию многоканальной записи звука на дорожку стандартной 35-миллиметровой кинопленки. Эта система, получившая название Dolby Stereo, была впервые опробована во время премьеры фильма Джорджа Лукаса “Звездные войны”. Эффект объемного звучания поразил зрителей. С тех пор Dolby Laboratories стала основным игроком на этом рынке.

В 1985 году произошло еще одно знаменательное событие: Рей и его команда разработали систему объемного звука Dolby Surround, а тремя годами позже на рынок была выпущена многоканальная звуковая система Dolby Pro Logic. Особенностью Dolby Surround является многокомпонентная система громкоговорителей, благодаря которой у зрителя появляется ощущение “живого” звука.

Источник звука перемещается в пространстве синхронно с перемещением его на киноэкране. К многокомпонентной системе громкоговорителей была добавлена центральная колонка для воспроизведения голосового сопровождения. Голос перестал плавать, вне зависимости от перемещения источника он оставался хорошо различимым, внятным. Позже система Dolby Pro Logic стала стандартом оснащения аналоговых систем класса “домашний театр”.

В середине 90-х годов компания разработала формат Dolby Digital, ставший стандартом для кинотеатров и цифровых домашних систем. Вместе с системой THX, которую, кстати, Рей Долби считает не конкурентом, а компаньоном (Рей говорит так: “На THX поступает сигнал с аппаратуры Dolby, где же тут конкуренция?”), Dolby Digital является стандартом реализации многоканального компьютерного звука.

В быту Рей Долби человек скромный и не особо притязательный. Обладая состоянием в $2,9 млрд, он избегает пристального внимания прессы. В свои 78 лет Рей продолжает работать над проблемой объемного звучания, обещая нам потрясающе реалистичный звук у каждого телевизора. Много лет рядом с Реем супруга – Дагмар Долби. А еще у них два взрослых сына – Том и Дэвид.
Словом, обычная семья. Как и принято у современных гениев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here