Tiffany & Co. – один из старейших ювелирных брендов мира, а продукция компании – символ изящества и элегантности. Как говорила Холли Голайтли, героиня «Завтрака у Тиффани» Капоте, «там все чинно и благородно, и ничего не может с тобой случиться».

Канцтовары на пятерку

Компания была основана в далеком 1837 году, когда Чарльз Льюис Тиффани переехал из штата Коннектикут в Нью-Йорк. В кармане 25-летнего предпринимателя лежала тысяча долларов, которые он взял взаймы у собственного отца: семья Тиффани владела компанией по производству хлопка, и Чарльз Льюис с пятнадцати лет помогал управлять магазином Тиффани-старшего. Компаньоном Чарльза в Нью-Йорке стал его одноклассник и друг Джон Б. Янг, поэтому над дверью галантерейной лавочки, открывшейся 18 сентября 1837 года на Бродвее, дом 259, красовалась вывеска Tiffany & Young. Там продавались не бриллианты с жемчугами, а всякие стильные вещицы – часы на цепочке, канцелярские принадлежности, посуда, столовое серебро и т.д. В историю компании вошла цифра 4 доллара 98 центов: такую сумму составила выручка за первый день работы.

Несмотря на скромное начало, популярность магазина неуклонно росла: Тиффани и Янг стали законодателями маркетинговой моды, одними из первых введя фиксированные цены на товары. До этого владельцы американских магазинов определяли цену на товар, исходя из внешнего вида клиента и собственного настроения, и были не прочь поторговаться с покупателями. Но парни из Коннектикута все изменили: о магазине написали газеты, и к Тиффани ходили не только покупать, но и посмотреть на такую диковинку, как ценники. Постепенно и остальные торговцы перешли на «фикс прайс».

Белые ленты

Через несколько лет у Чарльза и Джона появился еще один партнер – Джей Эл Эллис, и компания сменила название на Tiffany, Young & Ellis, а в 1945 году сделала еще один оригинальный ход, выпустив иллюстрированный каталог для заказа товаров по почте, ныне известный как Blue Book. Тогда же каждый товар стал продаваться в перевязанной белой лентой коробочке фирменного бирюзового цвета (он официально называется PMS number 1837 или The Tiffany Blue и зарегистрирован в качестве торговой марки). Так родилась традиция, которая со временем приобрела особый смысл: вещи Tiffany обычно дарят по значительному поводу и непременно – человеку, который тебе как минимум небезразличен.

Популярность «Тиффани» росла быстро: в 40-х годах девятнадцатого века продукцию компании приобретали уже не только жители Нью-Йорка, но и состоятельные люди из разных штатов, благо количество разбогатевших американцев росло. В связи с этим в 1848-м Чарльз Льюис предложил перепрофилировать бизнес, и попал в точку: он стал покупать у аристократов, эмигрировавших в США из Франции, коллекционные драгоценные камни, и постепенно Tiffany, Young & Ellis превратилась в ведущую ювелирную компанию Америки. А сам Чарльз Льюис – вдобавок к уже имеющемуся званию Принца Коммерции – получил скромный титул Короля Бриллиантов.

Визитной карточкой фирмы стала простота линий и точность огранки: благодаря им изделия от Тиффани, особенно на фоне помпезности европейских аналогов, смотрелись более чем оригинально.

В 1850-м «Тиффани» вместе с французским партнером Гедеоном Ридом открыл бутик в Париже Tiffany, Reed & Co., а затем купил предприятие Джона Си Мура, уникального эксперта и гения во всем, что касалось серебра: так в линейке Тиффани появилось «серебряное» направление, а Джон Мур стал главным дизайнером фирмы. К в 1853 году дальновидный Чарльз Льюис все-таки выкупил доли у своих компаньонов, и бренд стал называться Tiffany & Co. – так, как сегодня.

Для императоров и президентов

Украшения от Tiffany & Co. покупали монархи Англии, Монако, Дании и многих других мировых держав; не отставал и российский императорский двор. Но самым звездным клиентом компании стал любимый всеми американцами Авраам Линкольн, в 1861 году заказавший для своей жены Мэри колье из жемчужин, которое она надела на инаугурацию президента.

Во время Гражданской войны Севера и Юга компания Tiffany & Co. производила шпаги, флаги, хирургические инструменты, ввозила огнестрельное оружие и амуницию, а в послевоенное время продолжила выпускать сабли и кортики, украшенные драгоценными камнями и предназначенные для генералов армии США.

В 1871 году бренд выпустил коллекцию столового серебра Audubon – она приобрела такую популярность, что ее производство не закрыто и поныне. Более того, в начале восьмидесятых позапрошлого века изделия Тиффани стали музейной ценностью: Бостонский музей изящных искусств приобрел медные, серебряные и черненые кувшины компании – так американское серебро попало в историю.

В 1878 году Чарльз Льюис приобрел в Южной Африке один из самых редких и крупных (287.42 ct или 57,484 г) желтых алмазов в мире – камень обошелся Тиффани в 18 000 долларов, а за его обработку взялся знаменитый геммолог Джордж Фредерик Кунц. В итоге получился бриллиант в 90 граней и 128.54 карата. Естественно, название ему дали в честь владельца – Tiffany.

Госстандарт

Еще сто с небольшим лет назад у ювелиров не существовало единой системы обмера драгоценных камней – в разных странах бриллианты, изумруды и рубины оценивали как попало. И именно компания Tiffany ввела свои критерии и постепенно добилась того, чтобы они стали общемировыми. Фирма первой начала использовать для своих изделий серебряный стандарт 925/1000 (он же – 925-я проба), ставший эталоном в Америке и других странах; а в 1927 году чистота платины Tiffany 900 была признана правительством США в качестве государственного стандарта для платины, используемой как драгметалл.

После смерти Чарльза Льюиса Тиффани в 1902 году компанию возглавил его сын с необычным именем Луи Комфорт. И хотя при жизни отца Луи не хотел идти в бизнес, в итоге он смог не только поддержать компанию на плаву, но и расширить область ее деятельности в соответствии со своими представлениями о прекрасном: Луи Комфорт был талантливым художником и декоратором – он учредил новое подразделение Tiffany Art Jewelry, где лично занимался дизайном продукции, и главным его увлечением стало создание стеклянных светильников и абажуров в стиле ар-деко. Луи Комфорт разработал оригинальный способ отливки и обработки стекла, что позволило создать уникальные витражи, лампы и вазы. Придуманная им витражная техника получила название «Tiffany», а сам Луи по праву считается основателем американского модерна в декоративном искусстве, хотя изготовлением абажуров – делом в котором он достиг совершенства – Луи занялся абсолютно случайно, начав делать свои шедевры из кусочков стекла, оставшихся после его нарезки.

Но все-таки художник в душе Луи победил коммерсанта, и он уступил пост президента Джону Муру, под руководством которого компания пережила и кризис 40-х годов и новый подъем, которому поспособствовали известный писатель и не менее известная актриса.

Место, где хорошо

В 1958 году Трумэн Капоте опубликовал новеллу «Завтрак у Тиффани», а в 1961 году вышел одноименный фильм Блэйка Эдварса с Одри Хепберн в главной роли. Фильм снимался в центральном и старейшем магазине компании на Манхэттене, на углу Пятой авеню и 57-й улицы. По сюжету скучающая девушка мисс Холли Голайтли ищет богатого кавалера, но спокойно и уютно чувствует себя только в ювелирной лавке Tiffany & Co., и фактически она ищет не мужа, а место, где ей будет так же хорошо как там. «У вас бывают дни, когда вы лезете на стенку? Когда у меня это начинается, единственное средство – взять такси и поехать к Тиффани», – говорит героиня. Успешная картина придала марке «Тиффани» и продукции компании романтический ореол, который не мог не увеличить продажи. С тех пор лицом бренда становились многие кинозвезды, но Одри Хепберн по-прежнему остается лучшим образом Tiffany & Co.

Бренд вообще сыграл немаловажную роль во всей американской культуре: упоминание Tiffany & Co. есть в рождественской песне «Santa Baby» и в знаменитой песенке Мэрилин Монро о бриллиантах, да и первую девушку Джеймса Бонда совсем не сулчайно назвали Тиффани Кейс. Название бренда звучит в песне Queen «Let Me Entertain You», в композиции группы Deep Blue Something «Breakfast at Tiffany’s». Про Тиффани вспоминают в фильме Бена Аффлека «Город воров», и картинах «Муза» и «Кейт и Лео», сериалах «Сплетница» и «Симпсоны». А героиня ленты «Любовь и другие катастрофы» так и вовсе постоянно пересматривает «Завтрак у Тиффани» и подражает героине великой Одри.

Красавицы и кубки

В течение всего ХХ века компания Tiffany продолжала расширять экспансию: разработала новый дизайн нескольких орденов и медалей, прославилась кубком из золота 750 пробы для нью-йоркского яхт-клуба, а с 1967 года изготовила самый известный и престижный спортивный трофей США – «Супербоул» (американский футбол). В 2000 году Tiffany создала и главный бейсбольный приз –  Commissioner’s Trophy, а 2004-м – кубок для автогонок NASCAR.

Даже несмотря на то, что в 1955 году Tiffany & Co. перестала принадлежать семейству Тиффани, дело основателя компании не только живет и процветает, но и заиграло новыми красками. Возглавивший компанию Уолтер Хоувинг взял курс на сотрудничество с лучшими в мире ювелирами и дизайнерами. С Tiffany работали Жан Шлюмбергер, Дональд Клафлин, а Палома Пикассо – дочь знаменитого художника – в 1980 году разработала для компании свою первую коллекцию, основу которой составили броши-фигурки животных. Без малого 40 лет вTiffany трудилась Эльза Перетти, в 1996 году признанная лучшим в мире дизайнером аксессуаров. Кроме того, ювелиры Тиффани сотрудничают с часовщиками Patek Philippe, предоставляя благородные металлы для их хронометров.

Современный ассортимент Tiffany включает 18 линий ювелирных украшений, клатчи, визитницы, фарфор, туалетную воду и, конечно, товар для начинающих фанатов компании – серебряные ложечки с россыпью мелких камней и клеймом Tiffany & Co., которые делают счастливыми даже тех, кому не удалось родиться в рубашке.

11 фактов о Tiffany

  1. В 1997 году годовая прибыль компании превысила миллиард долларов.
  2. Компания разрабатывала дизайн пригласительных билетов на открытие статуи Свободы.
  3. Оправа для самых популярных в мире обручальных колец «Tiffany®» производится с 1886 года.
  4. Tiffany & Co. стала первой американской компанией, получившей приз за лучшее качество серебра на Мировой ярмарке в Париже. Это произошло в 1867 году.
  5. Лицами бренда в разные годы были Анжелина Джоли и Риз Уизерспун, а в число клиентов входили Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Лайза Минелли и принцесса Диана.
  6. Tiffany & Co.’s 1853 Atlas Clock, то есть часы с Атлантом, установленные в Нижнем Манхэттэне над старейшим магазином кампании, появились там в 1853 году после того как Чарльз Льюис выкупил доли компаньонов.
  7. Один из светильников Луи Комфорта Тиффани в конце ХХ века был продан на аукционе за 3 млн долларов.
  8. Герб Соединенных Штатов в дизайне от Тиффани можно увидеть на долларовой монете.
  9. Жаклин Кеннеди-Онассис в течение шести лет редактировала каталоги Tiffany & Co.
  10. В 1869 году Чарльз Льюис женился на Оливии – сестре своего компаньона Джона Б. Янга – и прожил с ней более 40 лет. У них было шестеро детей.
  11. Магазин Tiffany & Co. есть и в России. Он располагается в Москве на «улице бутиков», в Третьяковском проезде.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here