Аудиокниги, созданные для людей с ограниченными способностями, приобрели особую популярность у людей с ограниченным запасом времени. Аудиокниги, созданные для людей с ограниченными способностями, приобрели особую популярность у людей с ограниченным запасом времени. У истоков аудиолитературы стояли американцы: в 1931 г. библиотеке Конгресса США было поручено создать книги для слепых, которые можно было бы воспринимать на слух. В 1961 г. в СССР был запущен подобный проект под эгидой Всесоюзного общества слепых. К концу 20 века аудиокниги получили широкое распространение, особенно в молодежной среде.

В чем преимущества и недостатки «говорящих книг»? Главное достоинство, благодаря которому аудиолитература находит столько сторонников, — экономия времени. Жители больших городов, проводящие много времени в транспорте, с удовольствием слушают аудиокниги на ходу, чего, конечно не может им позволить бумажный вариант. Прослушивание книг позволяет им скоротать время в метро, автобусах, электричках, скрашивает бесконечное стояние в пробках.Но это достоинство аудиокниг имеет и обратную сторону. Прослушивание литературного произведения требует внимания — это не музыка, фрагмент которой можно пропустить без потери смысла. Поэтому аудиокниги — не лучшее развлечение для того, кто находится за рулем.

Вслушиваясь в звучащую речь, концентрация внимания на дороге уменьшается, что может стать причиной неприятностей. С другой стороны, можно внимательно следить за дорогой и не особо вслушиваться в то, что читает диктор. Конечно, серьезную литературу так «читать» не стоит, неполнота восприятия очевидна. Так что, либо рулить — либо слушать.Прослушивание аудиокниг в общественном транспорте тоже удается не всем. Зрение — приоритетный канал восприятия, поэтому информацию, получаемую глазами, мы постигаем быстрее, чем звуки. «Картинка» происходящего вокруг отвлекает от голоса диктора, и необходимо хорошо сконцентрироваться на том, что слышно в наушники. Это требует определенных усилий.Есть мнение, что прослушанное в записи произведение запоминается и усваивается лучше на 35-70% благодаря тому, что слух — канал коммуникации, активный всегда, способствующий запоминанию на подсознательном уровне. Это возможно, но такое восприятие доступно не всем, а только аудиалам — людям, воспринимающим информацию преимущественно на слух. Однако таких людей меньше, чем визуалов. Мужчины в большинстве своем — визуалы, обладающие хорошей зрительной памятью.

Принято считать, что дети хорошо воспринимают информацию на слух, однако это зависит от возраста: дети аудиальны с младшего возраста (когда все они начинают требовать, чтобы родители им почитали) и до 5-6 класса. Следующий этап — активное развитие визуальности, когда главный принцип усвоения материала — наглядность. Информацию на слух они часто воспринимают и интерпретируют неправильно, впоследствии им кажется, что объясняли им именно так. Поэтому прослушанную ребенком книгу еще надо с ним обсудить, чтобы он понял ее верно, а не искажал авторский замысел.

Аудиокнига, прочитанная хорошим актером, способна передать особое настроение произведения, подтексты, иронию, юмор. Более того, если книгу прочтет ваш любимый актер, произведение запомнится еще лучше.

Правда, диктор может не прийтись слушателю по вкусу: некоторые считают, что диктор навязывает свое восприятие текста, расставляет иные акценты, не оставляя места воображению слушателя. Это не говоря уже о том, что многие читатели любят перечитывать некоторые пассажи автора, смакуя сочетания слов и удивительную образность текста.

На слух стилистика текста воспринимается плохо, да и вернуться к фрагменту уже сложнее.

Аудиокниги — оптимальное решение для людей с ослабленным зрением, которым читать в транспорте вообще противопоказано. Здесь запись вне конкуренции: исключается напряжение для глаз из-за мелкого шрифта, недостаточного освещения и движения.Кроме того, прослушивание иностранных текстов помогает лучше понимать звучащую речь. Курс иностранного языка без аудирования будет неполноценным.

Современный «урбанистический» вариант чтения — аудиокниги — лишают читателя страсти настоящего библиофила — перелистывания страниц. Только бумажную книгу можно листать и ощущать, что в руках ты держишь именно литературу, достояние мировой культуры.

Аудиокнига экономит наше время, но чтение — это не то, на чем стоит его экономить. Хотя бы потому, что это идет в ущерб грамотности. Простой механизм запоминания того, как выглядят слова, помогает читателю писать их правильно, даже при условии незнания орфографии. Поэтому лучше потратить время на внимательное чтение одной книги вместо поверхностного улавливания сюжета нескольких произведений.

Однако приоритеты у всех разные, так что вам выбирать — слушать или читать.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Я была на лекции у психогенетика и мне посоветовали почитать книги Экхарта Толле. По дороге домой зашла в книжный магазин сказали «Нет книг этого автора» потом в библиотеку сходили тот же ответ. В итоге в интернете есть аудиозапись чему я обрадовалась. В наше время не один раз сталкивалась с проблемой что очень трудно купить некоторые книги: тираж книги маленький, книга больше не переиздавалась. Поэтому хорошо что что есть аудиокниги.Впервые слушаю аудиокнигу. Для меня трудно сосредоточится, хочется и на другие станицы и сайты в интернете заглянуть, а в остальном хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here