В моде Mini

Мини Купер

Автомобилисты – люди серьезные. Они уже больше ста лет сосредоточенно меряются мощностью двигателя, длиной кузова и размером клиренса, и если бы у автодизайнеров не было чувства юмора, все бы так и ездили на огромных, строгих и скучных машинах. К счастью, и разработчиков, и потребителей иногда тянет на неординарные решения: так появляются «Жуки», «Смарты» и двухцветные автомобильчики с британским флагом во всю крышу и названием Mini.

Мини Купер

Секрет экономии

Впрочем, дело тут не только в чувстве юмора, но и в экономике. В годы нефтяных кризисов большие и прожорливые агрегаты становятся невыгодными, и те, кто не готов оплачивать собственные понты из своего же кармана, пересаживаются на более скромные машины. Такой машиной может быть и Golf, и «Ока», а может – Mini, ведь даже к утилитарной задаче экономии можно подойти творчески, что доказывает сама история этой марки.

Мини Купер

Все началось в Англии 50-х годов, когда компании Austin Motor Company и Morris Motors выпускали вполне популярные автомобили Austin A40 и Morris Minor соответственно. Их не перестали производить и после 1952 года, когда директор Austin Motor Леонард Лорд осуществил слияние с Morris Motors, и объединенная компания, получившая название British Motor Corporation (BMC), ни шатко ни валко начала разработку нового автомобиля. Суэцкий кризис 1956-57 годов, когда в Великобритании пришлось нормировать потребление бензина, придал этой работе вполне определенное направление и темп: компании нужна была небольшая, сверхэкономная машина. К ее внешнему виду особенных требований не предъявляли – правда, Леонард Лорд считал, что в новое авто должны легко помещаться четыре взрослых человека и их багаж, то есть под салон нужно отвести не менее 80% площади всего автомобиля.

Грек, гонщик, дизайнер

Группу разработчиков, в которую входило всего восемь человек, возглавил Алек Иссигонис. К этому моменту ему было около пятидесяти, и он многое повидал: Александр Арнольд Константин Иссигонис родился в Турции в семье британского инженера греческого происхождения и немки. Отец возглавлял предприятие по производству судовых двигателей, и Алек рано начал интересоваться машинами. В 1922 году, когда греко-турецкая война превратилась в кровавый ад для «неверных», семья была вынуждена бежать на Мальту, где отец скончался. Иссигонис-младший с матерью переехали в Англию, и там увлечение Алека вышло на новый уровень: в 1925 году он отправился в автомобильное путешествие по Европе, ставшее, по его словам, «сплошной чередой поломок». Вернувшись, Иссигонис уже точно знал, чем он хочет заниматься, и следующие три года провел в политехническом училище в Лондоне. Не поступив в университет, Алек начал работать техническим чертежником в автомобильном конструкторском бюро. На первую же зарплату он купил Austin Seven и так его усовершенствовал, что смог участвовать в гонках.

Мини Купер

В 1936 году молодого изобретателя переманила компания Morris Motors. Он внедрил массу технических новшеств и принял активнейшее участие в разработке компактного Morris Minor. Примечательно, что после поглощения компании и создания British Motor Corporation Алек Иссигонис уволился, не увидев для себя перспектив, перешел в фирму Alvis и занялся непривычным для себя делом – разработкой роскошных седанов. Возможно, это у него тоже получилось бы, но у компании закончились деньги, и Иссигонису ничего не оставалось, как вернуться в BMC, которая как раз озаботилась созданием малолитражки. Тут выяснилось, что седаны так и не заняли в сердце Алека сколько-нибудь важного места, а вот создание компактного автомобиля – действительно его призвание.

Три метра счастья за 500 фунтов

Что придумал Иссигонис? Четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением был скомпонован поперечно, а прямо под ним располагалась коробка передач и масляный картер. Это позволило сэкономить место под капотом переднеприводной машины, длина которой была 3 м 5 см, а колесная база – 10 дюймов. Автомобиль отличался прекрасной управляемостью и устойчивостью, весил всего 140 кг, а его отличительными особенностями стали тонкие стойки для крыши, широкие окна, дающие прекрасный обзор, и двухцветная окраска.

Мини Купер

Кстати, радиоприемника в машине не было, зато была вместительная пепельница – Иссигонис был заядлым курильщиком и, не задумываясь, пожертвовал музыкой ради удовольствия подымить за рулем.

От идеи до серийного производства автомобиля, который получил название Mini, прошло всего два с половиной года. Продажи начались 26 августа 1959 года, причем стартовали почти в сотне стран мира одновременно: к этому времени на заводах в Коули и Лонгбридже было собрано уже несколько тысяч машин. К концу года BMC произвел 20 000 Mini, а на следующий год вышел на показатель три тысячи авто в неделю. Первые владельцы жаловались на плохую гидроизоляцию – в дождь вода заливала коврики, и начинал барахлить стартер. Однако эти недостатки были быстро исправлены и не повлияли на рост продаж.

Мини Купер

Несмотря на то, что автомобиль предназначался для практичных (читай – не очень богатых) владельцев, оригинальный дизайн модели, стоившей всего 496 фунтов стерлингов, понравился всем без исключения. Муж принцессы Маргарет лорд Сноудон, ставший владельцем машины, фактически ввел Mini в высший свет, и совсем скоро автомобиль заметила Елизавета II. Алек Иссигонис  прокатил ее по Виндзорскому парку – надо ли говорить, какой рекламный эффект дала эта поездка? А в 1964 году свой Mini купил Джон Леннон – «битла» не остановило даже то, что у него не было водительских прав.

Moke и Ко

Уже в 1961-м линейка Mini пополнилась двумя модификациями – Riley Elf и Wolseley Hornet, а спустя два года появилась внедорожная версия Mini Moke: инженерный гений Иссигониса дошел до идеи использования двух двигателей, которые работали бы одновременно, но передавали свои усилия на разные оси. Мысль была красивой, однако вела, как выяснилось, в тупик – в отличие от мобильников с двумя сим-картами, двухмоторные машины не вошли в наш обиход.

Не столь экстравагантные модели продолжали пользоваться спросом, и 3 февраля 1965 года с конвейера сошел миллионный Mini. Тогда же одной из дополнительных опций в комплектации стала автоматическая коробка передач, казавшаяся немыслимой роскошью для такой бюджетной модели.

Мини Купер

В 1966 году British Motor Corporation была поглощена фирмой Jaguar и стала называться British Motor Holdings. Крепкие хозяйственники из «Ягуара» начали с «оптимизации» расходов, что предполагало сокращение десяти тысяч рабочих мест и введение режима жесткой экономии, а в итоге привело к волне протестов и драматичных репортажей о переполненных автомобилями Mini аэропортах: машины не могли попасть к потребителям из-за бастующих перевозчиков.

Очередной новинкой стал в 1968 году удлиненный хэтчбек Mini Clubman. Тогда же производство было выведено из-под контроля Jaguar, поскольку британское правительство сделало BMH частью автогиганта British Leyland. В 1969 году компания открыла производство Mini в Испании и отказалась от деления моделей на Austin Seven и Morris Mini Minor: теперь вне зависимости от места выпуска машины назывались просто Mini.

Агент Купер

Откуда же взялось слово Cooper в названии самой популярной модификации Mini? Джон Купер был известным гонщиком и конструктором, а с Иссигонисом он познакомился еще во время гоночной карьеры Алека. Узнав о разработке принципиально новой модели, Купер – а к концу 50-х его компания Cooper Car Company лидировала в «Формуле-1» – сразу заинтересовался возможностями Mini как спорткара.

Однако Иссигониса рекорды не интересовали: он мечтал создать повседневный автомобиль. Тем не менее, Куперу удалось уговорить Алека собрать на базе Mini единственную гоночную машину, которая в 1960 году взяла да и выиграла «Ралли Монте-Карло». Алек Иссигонис по-прежнему не проявлял энтузиазма, но глава BMC Джордж Харриман решил выпустить серию из тысячи «прокачанных» Mini, мощность которых за счет конструктивных изменений превышала мощность штатных моделей на 21 лошадиную силу.

Мини Купер

Спортивный Mini Cooper добился впечатляющих успехов в гонках – что отметил даже непоколебимый Иссигонис, согласившийся присоединиться к работе над дальнейшим усовершенствованием двигателя. Это дало свои плоды, и Mini Cooper S несколько лет доминировал в ралли. Гонщики Рауно Аалтонен, Тимо Мякинен и Пэдди Хопкирк, известные как «три мушкетера Mini», побеждали не раз и не два, а в 1966 году вообще заняли три первых места в Монте-Карло, хоть и были дисквалифицированы за дополнительные фары ближнего света (будто они как-то влияли на скорость!). Через год Аалтонен повторил успех, и придраться к его машине судьи не смогли.

Кроме ралли, Mini Cooper блистал и в «асфальтовых» гонках, став лучшим гоночным автомобилем 60-х. Именно на Mini начинали Ники Лауда, Грэм Хилл, Джеки Стюарт, Джеймс Хант и другие великие гонщики.

Эпоха прописных букв

В 80-е были сняты с производства модели Clubman, Estate и Van. В 1986 году компания, к тому времени переименованная из British Leyland в Rover Group, выпустила пятимиллионный Mini. Спустя четыре года в серию вновь был запущен Mini Cooper, а в 1991-м энтузиасты из Германии сняли с машины крышу и превратили Mini в кабриолет. Результат так впечатлил Rover, что она выкупила чертежи и оборудование, чтобы выпустить около тысячи моделей под названием Mini Convertible.

С 1994 года «Ровер» принадлежит концерну BMW, который производил старые модели Mini до 2000 года – на стыке тысячелетий новые владельцы реконструировали автозавод в Оксфорде и объявили о начале выпуска новой модели. Она называется MINI: заглавные буквы нужны для того чтобы не перепутать автомобили ХХI века и классические Mini.

Мини Купер

Если судить только по внешнему виду, Mini от MINI не очень-то и отличается. Однако на самом деле разница колоссальная. Например, под капотом MINI One скрываются 90, а у MINI Cooper – 115 лошадиных сил (модели 1959 года хватало 34 л.с.). В новой версии также появились дисковые тормоза на все четыре колеса, антиблокировочная система тормозов, электронная система торможения в поворотах, дополнительные подушки безопасности, индикатор повреждения шин и т.д. На выбор предлагается различный дизайн крыши: клетчатый флаг, логотип MINI, британский или любой национальный флаг и даже крыша в виде посадочной площадки для вертолета. MINI позиционируется как первый автомобиль премиум-класса в сегменте компактных автомобилей: дешевле миллиона рублей вы вряд ли купите даже подержанную машину. Желающих между тем немало – уже в 2006-м было выпущено более 200 тысяч автомобилей. Вскоре появились и модификации: MINI Cooper S, способный разгоняться до 218 км/ч и MINI One D с дизельным двигателем; кроме того, в 2006 году появились MINI второго поколения – с доработанным дизайном и усовершенствованными технологиями. Их выпустили на рынок 18 ноября, в 100-летний юбилей со дня рождения Алека Иссигониса.

10 фактов о Mini

1. Mini занял второе место в опросе «Автомобиль ХХ века», устроенном для экспертов, и уступил только Ford Model T.

2. Первые модели Mini имели сдвижные окна, а в полости двери был размещен карман, размеры которого соответствовали параметрам классической бутылки английского джина Gordon’s.

3. В 1969 года создатель Mini Алек Иссигонис был посвящен в рыцари.

4. Mini – автомобиль Мистера Бина. За всю историю комедийного сериала он менялся лишь однажды: оранжевый «Мини» второй модификации 1969 года стал салатного цвета «тройкой» конца 1970-х. В одной из серий машина была раздавлена танком, что не помешало ей без видимых повреждений и под тем же регистрационным номером появится в следующем выпуске.

5. В 2004 году компания запустила собственную гоночную серию – MINI Challenge.

6. Есть версия, что изобретательница мини-юбки Мэри Куант вдохновлялась автомобилем Mini.

7. Алек Иссигонис терпеть не мог чертить на специальной доске – его главные идеи были запечатлены в блокноте или вообще на бумажных салфетках.

8. Среди владельцев Mini были Сид Барретт, Мадонна, Питер Селлерс, заказавший несколько самых экстравагантных моделей, и Энцо Феррари, который якобы произнес: «Если бы он не был таким уродливым, то я бы в него влюбился».

9. В 1963 году был достигнут рекорд продаж Mini в Великобритании — 134 346 автомобилей.

10. В 1969 году автомобили Mini Cooper сыграли в «Ограблении по-итальянски». В частности, на них создали самую большую пробку в истории кино. В ремейке «Ограбления» (2003) не менее важную роль сыграл MINI.

Как вам Мини?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Related posts

Комментарии к статье “В моде Mini”

  1. Даша

    Мини машины привлекательны и очень удобны для новичков, особенно дам. На ней легче парковаться, она имеет довольно хороший дизайн. Многие знаменитости имеют такие авто. Мне лично они очень симпатичны.

  2. Serg

    Автомобиль легенда! Надежность проверенная временем!

  3. Alex

    Машина прикольная, ездил на ней, всё прикольно, но вот приборная панель это просто ахтунг. Более поганое я разве видел что у Рено Твинго. Ну почему не сделать толковую красивую панель? Почему надо и 50 лет спустя в центре панели вешать этот будильник в центре вместо спидометра.

  4. Мария

    Статья достаточно интересная! Об этой машине знаю совсем немного, но из этой статьи многое узнала. Например то, что Mini – автомобиль Мистера Бина)) Знаю что эта машина достаточно дорогая, но лично мне бы хотелось на ней хотя бы просто попробовать прокатиться, ощутить ее мощь, как там внутри, а то представлений не имею. видела эту машину только на картинке. И автомобиль кстати не уродливый, как сказал Энцо Феррари. У автомобиля свой дизайн, который неповторим и отличается от всех.

  5. Desa

    Отличный выбор для городской езды. Преимущество данного автомобиля звучит прям в названии «мини». Отличное соотношение цена/качество. В статье подробно и грамотно дано описание, а так же познавательно выделены факты про автомобиль. К сожалению далеко не все могу себе позволить этот автомобиль, поэтому не часто его встретишь на улицах нашего города.

  6. Анатолий

    Очень интересная статья-история миниавто достойна внимания.Классные автомобильчики.Инженеры постарались.И красивые и экономичные.Да самое главное в создании этих машин это экономия топлива.А экономия топлива всегда была актуальна.Ну конечно манёвренность тоже не маловажна.Особено сейчас-развелось машин много.Парковка это вообще проблема дня.Очень нужно развивать производство мини машин.

Оставить комментарий