От радости и привязанности к тревоги и заботы – все материнские чувства начинаются с биохимических реакций.

Актриса Сара Уокер однажды сказала мне, что стать матерью – это словно бы найти в своем доме новую неизвестную доселе комнату. Мне всегда нравилось это сравнение, потому что оно гораздо точнее описывает жизнь с новорожденным, чем банальная фраза «Все изменилось», которую можно услышать от большинства людей.

Конечно, для матерей многое меняется, однако, серьезных изменений претерпевает один из самых личных аспектов жизни – эмоциональное состояние.

Что, как оказалось, в значительной мере влияет на нервную систему.
Некоторые неврологи рассказывали мне, что еще даже до того, как женщина рожает, во время беременности, в структуре головного мозга происходят определенные изменения. Веками ученые наблюдают за изменениями в поведении матерей, однако лишь совсем недавно удалось установить связь между поведением женщины и тем, что происходит в префронтальной коре, среднем мозге, теменных долях и других участках головного мозга. Серое вещество становится более концентрированной. Активность возрастает в участках, которые контролируют эмпатию, чувство тревоги и социальное взаимодействие. На основном психологическом уровне эти изменения, вызванные приливом гормонов во время беременности и послеродового периода, помогают матери соединиться со своим ребенком.

Другими словами, такие материнские чувства, как чрезмерная любовь, безудержное забота и постоянная тревога, начинаются с реакций, которые происходят в головном мозге.

Много ученых считает, что анализ материнского мозга также помогает понять, почему так много матерей испытывают серьезную тревогу и страдают от депрессии. В среднем одна из шести женщин переживает послеродовую депрессию, а у многих появляется привычка слишком часто мыть руки и навязчивая идея проверять, дышит ли младенец.
«Такое поведение является почти приближенной к обсессивно-компульсивных расстройств, и это состояние может длиться до нескольких месяцев после рождения ребенка», − рассказала мне психолог Пилюлан Ким, которая исследует материнский мозг. «Собственно говоря, матери показывают очень высокое умение заботиться о том, чего они не могут контролировать. Они постоянно думают о новорожденном. Или оно здоровое? Или больное? Или сытую?».
«У матерей происходят изменения в разных участках мозга», − продолжает Пилюлан Ким. «Процессы в участках мозга вызывают эмоциональное регулирование, а также влияют на то, что мы называем материнской мотивацией – и я считаю, что именно эти области больше всего связаны с обсессивно-компульсивными привычками. У животных и людей во время послеродового периода появляется чрезмерное желание заботиться о собственном ребенке».

Есть несколько взаимосвязанных участков мозга, которые помогают контролировать поведение и настроение матери.

Особенно интересует исследователей миндалевидное скопления нейронов, известное как миндалина, которое помогает работе памяти и контролирует эмоциональные реакции, такие как страх, тревога и агрессия. В здоровом мозге активность миндалины растет в течение недель и месяцев после родов. Исследователи считают, что этот рост соотносится с поведением матери – увеличение миндалины делает ее слишком чувствительной к потребностям ребенка – тогда как гормоны, находя больше рецепторов в увеличенной миндалине, помогают создать петлю обратной связи для мотивации поведения матери. Достаточно лишь взглянуть на ребенка, как включаются те центры головного мозга, которые отвечают за потребности человека. Это обнаружили ученые, проведя много исследований. Такие особенности материнского мозга влияют на язык, на котором мать разговаривает с ребенком; на то, насколько внимательна она к ребенку; и даже на привязанность, которую она испытывает к своему ребенку. Поэтому не удивительно, что повреждение миндалины ассоциируются с началом депрессии у матерей.
Также повреждения миндалины может влиять на связь между матерью и ребенком. Исследования журнала «Neuroscience» (Нейронаука), которое было проведено в 2004 году, показало, что детеныши обезьян, у которых была поражена мозжечковая, были менее склонны выражать свои эмоции и находить свою мать, чем взрослые особи. Способность новорожденного отличать свою мать от кого-то другого так же зависят от процессов, которые происходят в миндалине.
Активные процессы в миндалине также связанные с сильными чувствами матери к своему ребенку, по сравнению с чувствами к детям вообще.

Во время исследования реакций миндалины, которое было проведено в 2011 году, ученые обнаружили, что женщины выражают более положительные эмоции, глядя на фото своего улыбающегося ребенка, чем глядя на фотографии чужих детей, и деятельность их мозга четко отражает эту разницу.

Сильную реакцию головного мозга ученые зафиксировали у матерей именно тогда, когда они смотрели фотографии своих детей, и именно в миндалине, таламусе и некоторых других участках.
Повышенная реакция миндалины во время созерцания собственных детей связана с меньшей тревожностью матери и меньшим количеством симптомов депрессии, утверждают ученые. Другими словами, изменения в мозге матери способствуют ее мотивации к заботе о ребенке, а также могут помогать облегчать эмоциональное состояние.
Таким образом, если реакция миндалины головного мозга в то время, когда женщина смотрит на своего ребенка является высокой, то, скорее всего, более позитивными и просоціальними будут аспекты материнской отзывчивости, чувств и переживаний. Большую тревожность и хуже настроение вызывает более низкий уровень восприятия мозгом матери, тогда же наблюдается более стрессовое и негативное отношение к чувству материнства.
Много процессов, которые происходят в миндалине мозга матери, взаимодействуют с гормонами, которые содержатся в этой области. Она имеет большую концентрацию рецепторов для гормона, такого как окситоцин, который интенсивно выделяется во время беременности.
«Мы наблюдаем изменения на обоих уровнях – гормональном и ментальном»,− писала мне в электронном письме психолог Рут Фельдман, которая занимается исследованием мозга.

Окситоцин в организме матери – это система, которая отвечает за связь матери с ребенком у всех видов млекопитающих. Уровень этого гормона значительно повышается во время беременности и в течение послеродового периода, и чем больше мать увлечена заботой о ребенке, тем больше повышается уровень окситоцина в ее организме.

Наступления материнства в определенной степени похоже на влюбленность – по крайней мере на уровне восприятия.

Уровень окситоцина повышается также тогда, когда женщина смотрит на своего младенца, или слышит его детский лепет и плач, или же когда прижимает ребенка к себе. Повышением уровня окситоцина в период грудного вскармливания можно объяснить тот доказанный наукой факт, что матери, которые кормят младенцев грудью, более чутко воспринимают плач ребенка, чем те, которые не выкармливают.

«Матери, которые вскармливают грудью, показали более высокий уровень чувствительности мозга к плачу ребенка, по сравнению с теми матерями, которые кормят младенцев искусственными смесями в первые месяцы после родов», − говорит Пилюлан Ким.

«Это действительно интересно. Мы не знаем, это зависит от самого процесса кормления, от уровня окситоцина, или от какого другого фактора».
Что ученым точно известно, рассказывает Рут Фельдман, то это то, что наступления материнства в определенной степени похоже на влюбленность – по крайней мере на уровне восприятия. Это помогает объяснить, почему многие родители именно так описывают чувства, которые возникают у них во время первой встречи с их новорожденными детьми. На ментальном уровне нервные связи, которые отвечают за бдительность и социальную значимость, а именно миндалина, становятся особенно чувствительными, так же как и дофаминовые связи, которые стимулируют приоритет ребенка в восприятии матери. «Во время нашего исследования мы обнаружили, что в период социальной привязанности изменения происходят в тех же участках», − говорит Рут Фельдман. «Мы обнаружили, что в течение первых месяцев «влюбленности» происходят некоторые сходные изменения в мозге влюбленных».
Кстати, такая же схема изменений в головном мозге влияет на то, что запах ребенка является таким приятным для ее матери, как доказали ученые в исследованиях 2013 года.

Наибольшие изменения в головном мозге матери появляются тогда, когда рождается его первый ребенок, поэтому, как утверждают некоторые ученые, неизвестно, материнский мозг когда-нибудь вернется в то состояние, в котором он был до рождения ребенка. Материнская нервная система подвергается многим изменениям.

В мозге мужчин также могут происходить похожие перемены, если мужчины глубоко сопереживают и постоянно поддерживают женщину.

Окситоцин влияет на инстинкты заботы в мозге мужчины иначе, чем в мозгу женщины, исследовали прошлого года Рут Фельдман и другие ученые. В отличие от материнской, отцовская нервная система мужчины опирается на социально-познавательные нервные окончания, которые развиты в мозгу обоих полов, однако женщины развиваются по так называемой схеме «мозг-гормоны-поведение», что автоматически становится основой для материнства. Иначе говоря, основы материнского поведения заложено в мозгу даже еще до того, как женщина родит ребенка.

Возможно, поэтому материнство чем-то похоже на таинственное помещение в мозгу женщины, которое ждет момента, когда его откроют.

«Однако, только матери переживают беременность, и лактацию, и это обеспечивает им большое преимущество для выявления материнской заботы благодаря повышенной чувствительности миндалины, − пишут исследователи, − в процессе эволюции у людей появились разные способы адаптации к роли родителей, и этих альтернативных путей можно научиться на практике, находясь в гармонии, и ежедневно заботясь о новорожденном».
Иначе говоря, простое повседневную заботу о ребенке формирует новые нейронные пути – открывает новые комнаты в мозгу родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *